Психологи рассказали, можно ли отучить детей от гаджетов
Современных подростков невозможно представить без гаджетов. Многих родителей беспокоит, что их дети чересчур увлечены играми и Интернетом. Между тем цифровые устройства не только развлекают, но и эффективно обучают даже самых маленьких. "ПД" разобрался, как превратить смартфоны и планшеты из вредных игрушек в полезных помощников.
Поколение "Ц"
Смартфоны, планшеты, ноутбуки и смарт-часы – неотъемлемые атрибуты жизни современной молодежи. Дети цифровой эпохи, как губка, впитывают модные тренды, и иногда кажется, что в виртуальном мире они проводят гораздо больше времени, чем в реальном.
Психологи утверждают, что чрезмерное увлечение играми и Интернетом плохо сказывается на здоровье ребенка: маленькие экраны портят зрение, а бесконечное зависание в Интернете мешает самостоятельно мыслить.
По словам детского психолога Оксаны Куликовой, иногда дети уже в 7-8 лет имеют стойкую зависимость от гаджетов. При этом маленькие геймеры становятся менее усидчивыми в школе, плохо контролируют эмоции, а если родители пытаются лишить их любимой игрушки, впадают в настоящую депрессию.
"Избавиться от цифровой зависимости бывает сложно – для этого необходима помощь квалифицированного психолога и большая работа самих родителей. Так что лучше не доводить до беды и ограничивать время, которое ребенок проводит за экраном ноутбука или смартфона 30-40 минутами в день", – считает специалист.
Противники цифровой революции считают хрестоматийным пример Стива Джобса. Гуру цифровой индустрии запрещал своим детям пользоваться планшетами и смартфонами и требовал, чтобы они больше читали традиционные бумажные книги.
Учеба по-новому
Впрочем, существуют и те, кто уверен, что в эпоху повальной цифровизации гаджеты могут стать лучшими помощниками в учебе. Любовь детей к цифровым технологиям помогает педагогам добиваться отличных результатов. В школах детям все чаще позволяют пользоваться электронными книгами, а сами учителя ставят оценки в электронные журналы и дневники. Для школьников и учителей в России разработаны специальные компьютерные программы и приложения для смартфонов, которые позволяют обмениваться познавательными материалами и помогать друг другу в обучении. Наконец, в большинстве петербургских школ на уроках используют интерактивные доски, а ноутбук на столе у преподавателя – вполне нормальное явление.
Продвинутые педагоги уверяют: с помощью компьютера или смартфона ребенка можно по-настоящему увлечь изучением любой науки. По словам основателя детской школы программирования ("Кодабра") Дарьи Абрамовой, главная задача родителей – понять, к чему ребенок имеет склонность, и помочь ему направить свое любопытство в нужное русло. А вот запрещать ребенку игры с компьютером или телефоном опасно – это может пагубно отразиться на его психике.
"Лучший подход – использовать любимые приложения и игры с пользой. Например, все дети любят играть и рисовать – и в этом отлично помогает современная техника. Если ребенок рисует на планшете, у него развивается мелкая моторика, чувство прекрасного и все то же, что при обычном рисовании на бумаге", – поясняет Дарья Абрамова.
Подростку, который с удовольствием смотрит клипы, можно предложить смонтировать видеоролик с помощью несложной программы монтажа или даже снять собственный фильм. Примером для начинающего кинематографиста может послужить знаменитый режиссер Стивен Содерберг: в этом году он представил публике первый в мире полнометражный фильм, полностью снятый на смартфон.
Если ребенок увлечен игрой, родители могут предложить ему самому создать игровую программу или нарисовать персонажа и оживить его с помощью специального приложения. Так он получит базовые навыки программирования и, возможно, начнет путь к востребованной профессии. Вопреки распространенному стереотипу, на начальном этапе программирование не требует специальной подготовки, выдающихся знаний в области математики или логического мышления. "Это творческая профессия, которая не противоречит людям гуманитарного склада", – уверяет Дарья Абрамова.
При этом с помощью программирования дети могут более эффективно изучать традиционные науки. "У нас был интересный случай: девочка пришла на занятия и заявила, что программировать не хочет, и все занятие читала книгу по биологии. Мы предложили ей составить собственный цифровой тест по биологии. Этот тест с восторгом приняла учительница, а весь класс потом его проходил".
Кстати, программы по обучению детей программированию поддерживает основатель социальной сети Facebook. Марк Цукерберг не раз заявлял, что сам начал писать код в школьном возрасте.
Увлечение гаджетами не следует считать исключительно вредной привычкой. По мнению некоторых экспертов, это великолепная возможность для родителей узнать, чем на самом деле увлекается их чадо, и разделить с ним эту страсть. Благо современные технологии дают неограниченные возможности для творческой самореализации.