Яндекс.Метрика
  • Ирина Тищенко

Гаражный вопрос отдали на откуп общественникам

В Общественной палате представители Всероссийского общества автомобилистов (ВОА) и нескольких комитетов Смольного обменялись взаимными претензиями.

В Общественной палате представители Всероссийского общества автомобилистов (ВОА) и нескольких комитетов Смольного обменялись взаимными претензиями. Первые недовольны сносом гаражей и затянутыми сроками оформления договоров аренды на землю. Вторые – автомастерскими, которых по закону не должно быть на территории боксов. Итогом встречи стало предложение создать рабочую группу, которая решит будущее гаражей. 

Встреча началась с главного вопроса: нужен ли гараж современному автомобилисту. По мнению депутата Законодательного собрания Петербурга Сергея Купченко, в привычном понимании эта форма хранения машины себя изживает.

"Сейчас у каждого гараж – это объект недвижимости, где складируют запчасти, ремонтируют машины, проводят досуг. Только 20% автомобилистов используют гараж для хранения машины", – отметил Сергей Купченко.

Большая часть автомобилистов оставляют машину в других местах, например на стоянках или во дворах. В то же время, пояснил депутат, гараж – это частная собственность.

"Наш приоритет – защита жителей, но и интересы города для нас как органа власти тоже очень важны", – добавил парламентарий. 

Если раньше территории, где появлялись гаражные зоны, были далеко за пределами объектов, входивших в Генплан, то сейчас они уже отведены под другие функциональные зоны. И боксы остались не у дел, но в ВОА, судя по всему, готовы биться за каждый.

Нужны временные стоянки 

По словам председателя Приморской общественной организации СПб ВОА Николая Податя, в 2010-2013 годах в районе пришлось сносить около 6 тыс. гаражей. Но одна из проблем заключалась в том, что с 2009 года в договорах аренды на землю исчезла запись о размещении на участках боксов. Это очень осложняло процедуру. 

Примерно в то же время в Купчино расторгли договор по крупной автостоянке на 1,5 тыс. гаражей. Как сказал представитель ВОА Фрунзенского района Владислав Шерешев, на этом месте "Газпром" собирался строить второй стадион для "Зенита", но проект был отложен. В связи с этим автомобилисты просили восстановить договор аренды, с 2013 года вели переписку со Смольным и под самый конец 2017-го получили отказ, потому что квартал зарезервирован под спортивный объект. 

По словам Владислава Шерешева, город мог бы пойти навстречу жителям и заключить договор аренды земли хотя бы на 11 месяцев, а еще легализовать боксы, в которых размещены автомастерские. Он уточнил: ранее документы это разрешали.

"В нашем районе коллективные автостоянки занимают 682 тыс. кв. м, и только 0,6% от этой территории не связано с хранением транспорта. Но это бизнес, который отчисляет в бюджет города около 2 млн рублей, и эти платежи могли бы быть больше. Городу нужна специальная программа, потому что транспорт в воздухе не повиснет. Его сначала нужно куда-то переместить, а потом освобождать землю. Это возможно, мы этот вопрос изучали", – сказал Владислав Шерешев. 

Он напомнил, что в прошлом году на Малой Бухарестской улице снесли 2100 гаражей, расположенных в жилом массиве, это очень ухудшило транспортную ситуацию. Через 3 месяца, по его словам, должны стереть с лица земли оставшуюся часть этой стоянки – еще 2700 гаражей.

Ничего не построили 

В Калининском районе с застройкой гаражных участков схожая ситуация. Под строительный супермаркет на углу Северного проспекта и улицы Руставели собирались снести гаражи, защитникам удалось отстоять всего треть боксов. 

"Там ничего не построили, нет ни парковочных мест, ни супермаркета", – рассказал представитель Калининского отделения ВОА Виктор Курило. 

По его словам, три автостоянки на перекрестке проспекта Просвещения и улицы Руставели удалось отстоять только после личного вмешательства Георгия Полтавченко.

"Там собирались построить очередной ТРК, но участок на торги не попал", – отметил Виктор Курило. 

В то же время у проверяющих много претензий к гаражам и непосредственно к работе ВОА. В частности, на коллективных автостоянках часто находят угнанные машины, работают нелегальные автомастерские, практически отсутствует контроль за въездом на территорию – используется только бумажный пропуск. За тем, как используются участки земли, следит Комитет по контролю за имуществом. 

Аренда без торгов

"Комитет исполняет контрольные функции, связанные с использованием государственного имущества. В том числе участков, на которых расположены коллективные автостоянки. При поступлении заявки от любого физического лица или организации комитет обязан выходить на данный земельный участок", – пояснила заместитель председателя ведомства Маргарита Петрова.

По ее словам, проверяется наличие договора аренды на земельный участок. Если его нет, то коллективная автостоянка фактически признается незаконной.

"В Петербурге существует закон, где прописаны критерии, которым должны соответствовать земельные участки, предоставляемые в аренду без проведения торгов. Для гаражных стоянок – до 3 лет включительно, без аукциона и для хранения транспортных средств. Там не могут находиться пункты технического обслуживания автомобилей, потому что это коммерческое использование", – добавила заместитель начальника управления по распределению земельных ресурсов Комитета имущественных отношений СПб Надежда Кузьмина.

Выслушав друг друга, стороны пришли к тому, что Петербургу нужна специальная рабочая группа, состоящая из представителей городской администрации и членов ВОА, для детального обсуждения и решения проблем петербуржцев и их гаражей.