Яндекс.Метрика
  • Анастасия Бирюкова

"Довлатов" стал фаворитом Берлинского кинофестиваля

Как европейский зритель принял "Довлатова", собаки завоевали кинематограф, а "Снегурочка" Римского-Корсакова превратилась в авангардный спектакль?

18 января "Ленинград Центр" представил День Берлинского кинофестиваля. Зрители воскресного показа узнали о киноновинках Берлинале-2018, посмотрели фаворита прошлого фестиваля фильм Аки Каурисмяки "По ту сторону надежды" и обсудили его с кинокритиком Михаилом Трофименковым.

Берлинале-2018: Довлатов и собаки

Берлинский кинофестиваль, самый молодой из трех главных кинофестивалей мира, в этом году покорен российской премьерой – фильмом Алексея Германа-младшего "Довлатов". История о жизни самого известного ленинградско-петербургского "литературного неудачника" понравилась не только зрителям, но и критикам.

– На мой взгляд, среди конкурсных фильмов он занимает сейчас первое место. Зрители встретили фильм очень хорошо: были бурные овации, – отметил журналист Сергей Шолохов, который сейчас находится в Берлине и вышел на связь с залом по скайпу.

Любителям собак понравится новая работа Уэса Андерсона – первый в истории фестиваля мультфильм "Собачий остров". История о том, как японский мальчик отправляется на отдаленный остров в поисках своего питомца Спотса заинтриговала не только зрителей, но и маститых режиссеров.

Пока фильмы Берлинского кинофестиваля соревнуются за главный приз, в "Ленинград Центре" открывается киноклуб. 25 февраля планируется показ фильма "О теле и душе". Эта тонкая и смешная венгерская картина в прошлом году получила главный приз Берлинского кинофестиваля. 11 марта Сергей Шолохов представит в рамках киноклуба кинокартину Фатиха Акина "На пределе".

Ищем счастье в Финляндии

Зрители смогли увидеть фильм финского режиссера Аки Каурисмяки "По ту сторону надежды", который в прошлом году завоевал "Серебряного медведя" за лучшую режиссуру. Сирийский беженец Халед, который потерял на родине дом и семью, пытается легально обосноваться в Финляндии, но ему отказывают в гражданстве. Он становится разнорабочим в ресторане "Золотая пинта", который принадлежит тихому и меланхоличному Викстрему. Бывший коммивояжер, он ушел от жены и вложил все свои деньги в открытие небольшого ресторанчика. Пока Халед ищет своего единственного оставшегося в живых родственника, Викстрем и его эксцентричная команда пытаются сделать свой ресторан знаменитым.


– Я помню, как однажды в Каннах Аки Каурисмяки вышел на сцену со стаканом и после фразы: "Вы такие хорошие, зачем я вам буду что-то говорить, лучше станцую" – положил стакан в собственный карман и действительно станцевал степ. Его фильмы всегда отличались точно выверенными длиннотами, присутствием ритма, где, казалось, его быть не может, – рассказывает кинокритик Михаил Трофименков

Каурисмяки тонко чувствует настроение зрителя: его герои – маленькие люди.

– Аки мыслит трилогиями: в фильме "Гавр" история разворачивается вокруг маленького негритянского беженца, здесь – про сирийского мигранта. Можно предположить, что через несколько лет режиссер завершит эту историю фильмом о каком-нибудь представителе третьего мира, который ищет спасения и счастья в Европе, – отметил кинокритик Трофименков.

"Снегурочка" на большом экране

Пока зрители наслаждались финской комедией, руководитель Михайловского театра Михаил Татарников представил на большом экране "Ленинград Центра" премьеру – оперу "Снегурочка" Римского-Корсакова в постановке Дмитрия Чернякова, которая с успехом прошла в Парижской национальной опере. Авангардная фантазия на тему славянской мифологии и всем известной истории: холодная Снегурочка ищет любовь среди людей. Михаил Татарников уверен, что оперу на большом экране оценит и русский зритель.

– Конечно, живой звук ничто заменить не может. Но если режиссер правильно расставит акценты, зритель увидит то, что раньше не замечал: живые эмоции, что-то интересное в работе оркестра и режиссера. Это будет ближе и тоньше, чем спектакль на сцене.

Дирижер и режиссер – два главных направляющих в постановке, которые порой совершенно по-разному видят будущий спектакль. Михаил Татарников отмечает, что компромисс искать нужно обязательно.

– Сейчас у нас равноправие. По своему опыту знаю, что у оперных режиссеров и дирижеров не всегда есть время, чтобы встретиться и обсудить какие-то тонкости. Режиссер старается не вмешиваться в работу дирижера.

Пока "Снегурочка" выходит на большой экран, на сцене Михайловского театра премьеры: опера "Золушка", балет "Севильский цирюльник", "Моцарт. Свадьба Фигаро".