twitter Created with Sketch. vk Created with Sketch. facebook Created with Sketch. Light Created with Sketch. exclusive Created with Sketch. right-arrow copy Created with Sketch. Shape Created with Sketch. Rectangle Created with Sketch. Artboard Created with Sketch. full Created with Sketch. 733614 copy Created with Sketch. 118731 Created with Sketch. accept-circular-button-outline Created with Sketch. fail Created with Sketch. Shape Created with Sketch.

Статья

В преддверии сезона простуд и гриппа Роскачество проверило клюквенные морсы

О пользе клюквы, которая является ценным пищевым и лечебным продуктом, мы знаем практически с пеленок.  Да и специалисты подтверждают: эта ягода – кладезь витаминов. К тому же эти питательные вещества в ягоде идеально сбалансированы и потому легко усвояемы. 

Полезна при простуде

Как объяснила врач-терапевт высшей категории Елена Карабан, при простуде и даже при гриппе клюква незаменима. 

"Если вы заболели, очень важно есть как можно больше продуктов с витамином С и употреблять больше жидкости, например клюквенного морса, который будет выводить из организма токсины", – советует доктор.

Однако "прямо с куста" употреблять эту ягоду отважатся немногие. Да и зачем есть весьма кислую клюкву в свежем виде, если существует морс – приятный освежающий напиток, сохраняющий полезные свойства ягоды? Главное, чтобы он отвечал всем требованиям безопасности и качества. 

А чтобы потребители могли выбрать вкусный и полезный морс, Роскачество и провело исследование этого бодрящего напитка. 

Соответствие стандарту 

Для получения объективных выводов специалисты Роскачества приобрели в магазинах и затем изучили 28 торговых марок клюквенного морса по цене от 40 до 200 рублей – все они произведены в России. Исключение составил лишь один образец, изготовленный в Финляндии. 

Интересно, что ГОСТа на клюквенный морс, хотя он и является старинным русским напитком, до сих пор не существует. Зато он имеет свои идентификационные признаки, зафиксированные в методических указаниях Роспотребнадзора (МУ РПН) и в техническом регламенте Таможенного союза (ТР ТС). Так, в настоящем морсе содержание клюквы не должно быть менее 15%. Напиток не должен включать в себя соки других фруктов и овощей. Также в нем абсолютно недопустимы консерванты и красители. 

Все образцы Роскачество проверило на соответствие стандарту: не только определило важнейшие показатели безопасности и качества, но и установило, какие ягоды входят в состав морсов, сколько в каждом образце клюквенного сырья, а также действительно ли проверенные товары могут называться морсами или это лишь напиток, не заслуживающий традиционного названия. 

Как показали результаты испытаний, все исследованные морсы оказались безопасны. 17 образцов признаны товарами повышенного качества. Из них только один – образец под торговой маркой Valio (Финляндия) – не смог претендовать на российский Знак качества по причине своего зарубежного происхождения. 

Минус шесть 

Однако, отметили эксперты, выявлено шесть товаров с нарушениями по качеству. Как показали результаты исследования, некоторые образцы клюквенного морса – совсем не то, за что они себя выдают. 

Так, в составе морса "4 сезона" обнаружена примесь других ягод или фруктов. 

В морсе под торговой маркой "Добрый" кроме клюквенного сока нашли красный виноград. И хотя производитель заявил об этом в названии "Морс из винограда и клюквы "Клюква", он все-таки ввел потребителя в заблуждение. Ведь в составе морса "Клюква" виноградного сока оказалось больше, чем клюквенного сырья. И хотя это не является нарушением, однако товар лишается возможности претендовать на российский Знак качества. 

В образце "Русский морс" вообще нет клюквенных антоцианов. Все антоцианы в нем не идентифицированы, что является нарушением. 

Но самый вопиющий случай эксперты зафиксировали в "морсах" под торговыми марками "Дикорос" и "Ягодный мишка". Здесь вместо клюквы была использована… черная морковь. При этом никакой информации об этом в маркировке нет, что является явным нарушением закона и прав потребителя на получение достоверной информации о продукте. Как сообщили в Роскачестве, вся информация об этих нарушениях передана в контрольно-надзорные органы. 

Красителям – нет

А вот осветленный морс, который кажется многим покупателям не таким полезным, на самом деле не уступает по своим качествам морсу без осветления, с мякотью ягод и осадком на дне упаковки. Тем более что яркий цвет порой достигается за счет искусственных красителей. 

Так, согласно результатам исследования, в двух образцах были обнаружены синий, красный и пунцовый красители, применение которых запрещено. Речь идет о товарах под торговыми марками "Солнечный край" и "Ягодный край". В маркировке обоих морсов про красители нет ни слова. Зато указано: "Морс клюквенный для детского питания с трех лет". Кстати, обе торговые марки производятся ООО "Ярцевский комбинат алкогольных и безалкогольных напитков". 

"Красители используются недобросовестными изготовителями с целью придать более яркую, привычную окраску продукту, в котором либо отсутствует сок, либо сока меньше, чем установлено законодательством, – отметила руководитель проекта Российского союза производителей соков Людмила Хомич. – Добавление красителей в морсы запрещено законодательством. Этот запрет распространяется на любые морсы, в том числе на морсы, предназначенные для детского питания". 

В целом, отметили в Роскачестве, исследование морса прошло со знаком "плюс". Из 28 товаров только шесть были признаны товарами с нарушениями.   

  • Текст
  • Марина Алексеева