twitter Created with Sketch. vk Created with Sketch. facebook Created with Sketch. Light Created with Sketch. exclusive Created with Sketch. right-arrow copy Created with Sketch. Shape Created with Sketch. Rectangle Created with Sketch. Artboard Created with Sketch. full Created with Sketch. 733614 copy Created with Sketch. 118731 Created with Sketch. accept-circular-button-outline Created with Sketch. fail Created with Sketch. Shape Created with Sketch.

Статья

Игорь Бутман: Джаз любят добрые люди, с открытыми лицами и умными глазами

Пятнадцатого марта в Петербурге стартует XVIII международный фестиваль "Триумф джаза". О том, что ждет публику на концерте, а также о планах на будущее рассказал основатель этого фестиваля народный артист России Игорь Бутман.

Игорь Михайлович, какова основная идея фестиваля и кто его участники?

Каждый год мы испытываем счастье от того, что можем радовать поклонников джаза выступлениями знаменитых артистов – как зарубежных, так и российских. В этот раз приедут легендарные музыканты, среди которых пианист Боб Джеймс со своим квартетом. Рой Харгроув, с которым я познакомился, когда тот учился в музыкальном колледже Беркли в Бостоне и уже тогда поражал своим талантом и знанием джаза. На предстоящий концерт Рой приедет со своим акустическим квинтетом. Уж в этом, поверьте, он купается как рыба в воде. Эти музыканты выступят в Петербурге впервые.

Как отнеслись известные зарубежные музыканты к приглашению выступить в Петербурге?

Сейчас отношения между Россией и странами Запада не очень хорошие. Артисты, люди искусства, пытаются восстановить эти связи. В данном случае – посредством джазового музыкального языка. Благодаря совместным концертам зарубежные артисты приезжают в Россию и открывают для себя ту страну, вернее, ту ее сторону, которую у них, к сожалению, не показывают в СМИ. Все наши иностранные друзья и партнеры являются проводниками добрых чувств, так же, как и мы. Поэтому обязательно нужно встречаться, общаться, обмениваться мнениями и идеями с коллегами. 

Российские музыканты, приезжая с гастролями в другие страны, в свою очередь, показывают, что Россия – великая культурная страна с множеством талантливых и умных людей. Недавно в США мы удивили многих скептиков, которые пришли на концерт послушать русский джаз. Они выходили из зала с улыбкой и благодарностью за то, что мы открыли для них великолепную джазовую музыку. А Петербург – что и говорить, красивейший город, в который любой человек счастлив приехать. Здесь замечательная публика, воспитанная в давних традициях ленинградского джаза, где были прекрасные мастера, начиная от оркестра Вайнштейна, Носова, Голощекина.

Чем зарубежная джазовая музыка отличается от отечественной?

Каждый музыкант – индивидуум в своем роде и подходит к игре по-своему. Например, проходит конкурс на лучшее исполнение Чайковского. Музыканты могут играть одно и то же произведение композитора, но побеждают всегда разные – то француз, то американец. Относительно того места, где родился артист, в музицировании проявляется его культура, начитанность, понимание мира, жизни. Поэтому у индейца и русского будет совершенно разное исполнение. Если мы приезжаем с гастролями в какую-либо зарубежную страну, на концерт приходят как местные жители, так и наши соотечественники. Когда для них играет российский джазовый оркестр, они чувствуют оригинальность, страсть. Им нравится, что приезжают и молодые музыканты. Поэтому все это вызывает любопытство, а потом и бурный восторг у публики.

Журнал "Афиша" включил вас в число 12 российских музыкантов, "которые определяют состояние музыки в стране". По-вашему, каково сегодня состояние джазовой музыки в России?

Как сам жанр и по количеству исполнителей разных возрастов джаз вышел на абсолютно новый уровень. По стране проходит множество джазовых фестивалей. В Москве, Петербурге, Казани, Ростове-на-Дону проводятся молодежные конкурсы. На замечательный конкурс "Мир джаза" приезжают иностранные коллеги. Появилось много джаз-клубов. Если говорить про Петербург, то это Jfc Jazz Club, Филармония джазовой музыки, бар The Hat, "Дом 7". Интерес у слушателей вырос в разы, причем наша публика гораздо моложе, чем у коллег за рубежом. Так что это очень радует.

А с чем связан такой повышенный интерес к джазу?

Во-первых, с той работой, которую многие годы провожу я, моя компания. Во-вторых, благодаря работе и энтузиазму таких талантливейших джазовых музыкантов, как Даниил Крамер, Давид Голощекин, Андрей Кондаков, Евгений Лебедев, Кирилл Бубякин. В какой-то момент никто не верил, что в России может возникнуть интерес к джазу. А я не мог в это не верить, потому что эта музыка стала моей жизнью. Недавно я со своим другом вспоминал, как после пятилетнего пребывания в США вернулся в Россию и играл везде: в самолете или в бане для друзей. Я видел, что, когда джаз звучит в хорошем и искреннем исполнении, он нравится слушателям. 

И, соответственно, этот интерес может передаться не только любителям джаза, но и простым людям. Когда я это осознал, начал со своей компанией проводить джазовые фестивали. Затем мы открыли первый джаз-клуб, который на постоянной основе играл джаз и приглашал знаменитых музыкантов из других стран. На собственном примере, гастролируя с различными коллективами и со своим впоследствии, я всем показал, что в джазе можно добиться успеха и он востребован у публики. Многие музыканты увидели это, поверили и стали делать то же, что и я. Меня всегда это вдохновляло.

Есть ли у вас неосуществленная мечта в профессиональной деятельности?

Каждый концерт мы мечтаем сыграть лучше предыдущего. И никогда до конца не бываем удовлетворены исполнением. Хотелось бы, чтобы появлялось еще больше новых российских джазовых исполнителей. Для этого я стал директором государственного училища духового искусства, которое мы планируем вместе с правительством Москвы впоследствии сделать академией современной музыки и джаза. В мечтах – продолжать наши фестивали. Есть еще масса музыкантов, которым хочется дать возможность выступить. 

Также мы хотим поддерживать фестивали в других городах России. Сегодня мы говорим о необходимости того, чтобы в каждом российском городе был свой джазовый оркестр, который бы поддерживался на муниципальном уровне. В России очень хорошие музыкальные учебные заведения, но музыканты, к сожалению, после выпуска вынуждены заниматься не музыкой, а чем-то другим, потому что им негде применить свои знания и опыт. И это тоже для меня очень важно. Выращивая конкурентов, мы создаем для себя еще большие возможности для различных выступлений. Через вокальные джазовые коллективы высокого уровня мы поддерживаем интерес к джазу в России и за рубежом.

Игорь Михайлович, какие они – люди, любящие джаз?

Это спокойные, добрые люди, с открытыми лицами и умными глазами. Они улыбчивые и вечно молодые. Это профессионалы в своем деле, которым недостаточно удовлетворения их творческого потенциала, амбиций и потребностей. Это одухотворенные люди. И, конечно, они победители! Вот кто такие любители джаза.

  • Текст
  • Анастасия Яланская