twitter Created with Sketch. vk Created with Sketch. facebook Created with Sketch. Light Created with Sketch. exclusive Created with Sketch. right-arrow copy Created with Sketch. Shape Created with Sketch. full Created with Sketch. 733614 copy Created with Sketch. 118731 Created with Sketch. accept-circular-button-outline Created with Sketch. fail Created with Sketch. Shape Created with Sketch.

Статья

Игорь Бутман: Джаз любят добрые люди, с открытыми лицами и умными глазами

Пятнадцатого марта в Петербурге стартует XVIII международный фестиваль "Триумф джаза". О том, что ждет публику на концерте, а также о планах на будущее рассказал основатель этого фестиваля народный артист России Игорь Бутман.

Игорь Михайлович, какова основная идея фестиваля и кто его участники?

Каждый год мы испытываем счастье от того, что можем радовать поклонников джаза выступлениями знаменитых артистов – как зарубежных, так и российских. В этот раз приедут легендарные музыканты, среди которых пианист Боб Джеймс со своим квартетом. Рой Харгроув, с которым я познакомился, когда тот учился в музыкальном колледже Беркли в Бостоне и уже тогда поражал своим талантом и знанием джаза. На предстоящий концерт Рой приедет со своим акустическим квинтетом. Уж в этом, поверьте, он купается как рыба в воде. Эти музыканты выступят в Петербурге впервые.

Как отнеслись известные зарубежные музыканты к приглашению выступить в Петербурге?

Сейчас отношения между Россией и странами Запада не очень хорошие. Артисты, люди искусства, пытаются восстановить эти связи. В данном случае – посредством джазового музыкального языка. Благодаря совместным концертам зарубежные артисты приезжают в Россию и открывают для себя ту страну, вернее, ту ее сторону, которую у них, к сожалению, не показывают в СМИ. Все наши иностранные друзья и партнеры являются проводниками добрых чувств, так же, как и мы. Поэтому обязательно нужно встречаться, общаться, обмениваться мнениями и идеями с коллегами. 

Российские музыканты, приезжая с гастролями в другие страны, в свою очередь, показывают, что Россия – великая культурная страна с множеством талантливых и умных людей. Недавно в США мы удивили многих скептиков, которые пришли на концерт послушать русский джаз. Они выходили из зала с улыбкой и благодарностью за то, что мы открыли для них великолепную джазовую музыку. А Петербург – что и говорить, красивейший город, в который любой человек счастлив приехать. Здесь замечательная публика, воспитанная в давних традициях ленинградского джаза, где были прекрасные мастера, начиная от оркестра Вайнштейна, Носова, Голощекина.

Чем зарубежная джазовая музыка отличается от отечественной?

Каждый музыкант – индивидуум в своем роде и подходит к игре по-своему. Например, проходит конкурс на лучшее исполнение Чайковского. Музыканты могут играть одно и то же произведение композитора, но побеждают всегда разные – то француз, то американец. Относительно того места, где родился артист, в музицировании проявляется его культура, начитанность, понимание мира, жизни. Поэтому у индейца и русского будет совершенно разное исполнение. Если мы приезжаем с гастролями в какую-либо зарубежную страну, на концерт приходят как местные жители, так и наши соотечественники. Когда для них играет российский джазовый оркестр, они чувствуют оригинальность, страсть. Им нравится, что приезжают и молодые музыканты. Поэтому все это вызывает любопытство, а потом и бурный восторг у публики.

Журнал "Афиша" включил вас в число 12 российских музыкантов, "которые определяют состояние музыки в стране". По-вашему, каково сегодня состояние джазовой музыки в России?

Как сам жанр и по количеству исполнителей разных возрастов джаз вышел на абсолютно новый уровень. По стране проходит множество джазовых фестивалей. В Москве, Петербурге, Казани, Ростове-на-Дону проводятся молодежные конкурсы. На замечательный конкурс "Мир джаза" приезжают иностранные коллеги. Появилось много джаз-клубов. Если говорить про Петербург, то это Jfc Jazz Club, Филармония джазовой музыки, бар The Hat, "Дом 7". Интерес у слушателей вырос в разы, причем наша публика гораздо моложе, чем у коллег за рубежом. Так что это очень радует.

А с чем связан такой повышенный интерес к джазу?

Во-первых, с той работой, которую многие годы провожу я, моя компания. Во-вторых, благодаря работе и энтузиазму таких талантливейших джазовых музыкантов, как Даниил Крамер, Давид Голощекин, Андрей Кондаков, Евгений Лебедев, Кирилл Бубякин. В какой-то момент никто не верил, что в России может возникнуть интерес к джазу. А я не мог в это не верить, потому что эта музыка стала моей жизнью. Недавно я со своим другом вспоминал, как после пятилетнего пребывания в США вернулся в Россию и играл везде: в самолете или в бане для друзей. Я видел, что, когда джаз звучит в хорошем и искреннем исполнении, он нравится слушателям. 

И, соответственно, этот интерес может передаться не только любителям джаза, но и простым людям. Когда я это осознал, начал со своей компанией проводить джазовые фестивали. Затем мы открыли первый джаз-клуб, который на постоянной основе играл джаз и приглашал знаменитых музыкантов из других стран. На собственном примере, гастролируя с различными коллективами и со своим впоследствии, я всем показал, что в джазе можно добиться успеха и он востребован у публики. Многие музыканты увидели это, поверили и стали делать то же, что и я. Меня всегда это вдохновляло.

Есть ли у вас неосуществленная мечта в профессиональной деятельности?

Каждый концерт мы мечтаем сыграть лучше предыдущего. И никогда до конца не бываем удовлетворены исполнением. Хотелось бы, чтобы появлялось еще больше новых российских джазовых исполнителей. Для этого я стал директором государственного училища духового искусства, которое мы планируем вместе с правительством Москвы впоследствии сделать академией современной музыки и джаза. В мечтах – продолжать наши фестивали. Есть еще масса музыкантов, которым хочется дать возможность выступить. 

Также мы хотим поддерживать фестивали в других городах России. Сегодня мы говорим о необходимости того, чтобы в каждом российском городе был свой джазовый оркестр, который бы поддерживался на муниципальном уровне. В России очень хорошие музыкальные учебные заведения, но музыканты, к сожалению, после выпуска вынуждены заниматься не музыкой, а чем-то другим, потому что им негде применить свои знания и опыт. И это тоже для меня очень важно. Выращивая конкурентов, мы создаем для себя еще большие возможности для различных выступлений. Через вокальные джазовые коллективы высокого уровня мы поддерживаем интерес к джазу в России и за рубежом.

Игорь Михайлович, какие они – люди, любящие джаз?

Это спокойные, добрые люди, с открытыми лицами и умными глазами. Они улыбчивые и вечно молодые. Это профессионалы в своем деле, которым недостаточно удовлетворения их творческого потенциала, амбиций и потребностей. Это одухотворенные люди. И, конечно, они победители! Вот кто такие любители джаза.

  • Текст
  • Анастасия Яланская