Валерий Фокин рассказал о прощальных гастролях «Ревизора»
В рамках программы «Большие гастроли» спектакль Александринского театра «Ревизор» будет показан в Красноярске, Екатеринбурге и Сургуте. 16 февраля на сцене Государственного Красноярского театра оперы и балета стартует прощальный гастрольный тур знаменитой постановки Валерия Фокина.
В заключительных показах спектакля роль Хлестакова сыграет актер Дмитрий Лысенков, а Заслуженного артиста России Виталия Коваленко зрители увидят в роли Ляпкина-Тяпкина. Предположительно, 28 июня десятая александринская версия «Ревизора» будет показана в Александринском театре последний раз.
«Ревизор» – программный спектакль Александринки – признан одним из лучших спектаклей мировой сцены. Постановка удостоена Государственной премии РФ, награждена национальной театральной премией «Золотая Маска» и Высшей театральной премией Санкт-Петербурга «Золотой софит».
Именно «Ревизор» определил путь развития главной национальной драматической сцены страны с началом нового века и открыл научно-практическую программу театра «Новая жизнь традиции», ставшую ключевой для формирования современного репертуара Александринки. Сегодня, по словам Валерия Фокина, пьеса Н.В. Гоголя требует новой сценической редакции.
«Для нашего театра это невероятно дорогой и важный спектакль. Он выпускался в условиях, когда вся постановочная команда была заряжена на то, чтобы спектакль получился. Это редко бывает в театре. Надо сказать, что с «Ревизора» началась и гастрольная деятельность Александринки, до этого театр крайне редко и с большим трудом куда-либо выбирался. По сей день спектакль идет с аншлагами, он в прекрасной форме. За 15 лет существования «Ревизора» были сделаны 2 редакции, которые меняли смысловые акценты, концепт, замысел спектакля. Эти редакции продлевали сценическую жизнь постановки», – поделился художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин.
Для Валерия Фокина «Ревизор» – третье обращение к пьесе Гоголя. Постановка 2002 года была основана на сценической версии Всеволода Мейерхольда и его ассистента Михаила Коренева. В спектакле Фокина закономерно обрели власть три архетипа: образы давней исторической премьеры, реминисценции спектакля Мейерхольда 1926 года и отражения самого Петербурга, как мифологического, гоголевского, так и современного. За годы, прошедшие со дня премьеры спектакля в 2002 году, жизнь общества изменилась. Новое время требует новой, созвучной эпохе сценической версии гоголевской пьесы, считает Валерий Фокин. Именно поэтому Александринский театр имеет в своих перспективных планах создание следующей постановки по «Ревизору».
«У Гоголя всегда самое трудное – это сочетание реализма, фантастики, мистики с абсолютной правдой вплоть до натурализма. Это сочетание взаимодействует с контекстом времени, потому что в пьесе описаны проблемы, которые не меняются, они вечные. В создании новой постановке мы должны учитывать то, как Россия сегодня живет. Психология персонажа, его внутренняя мотивация не поменялась, есть нечто такое в нашем менталитете, что будет всегда. Тем не менее, «Хлестаков» сегодня совершенно другой, вся команда чиновников – другая. Это потянет за собой другие решения, как сценографичекие, так и звуковые», – рассказал Валерий Фокин.
Режиссер также отметил, что Александринский театр приступил к репетициям спектакля о молодом Иосифе Сталине по оригинальной пьесе писателя и журналиста Артура Соломонова. Выход постановки был запланирован к 100-летию революции, но работу над спектаклем пришлось перенести.
«В спектакле будет показан период жизни Сталина до первых его ссылок, с которых он неоднократно сбегал. Это период, когда ему было 17-20 лет, чуть позже – 25 лет. Эта тема всегда актуальна, потому что Сталин если и умер, то не до конца. И поэтому говорить, что сегодня это никого не интересует, не приходится. Мне очень интересно понять, раскрыть этот образ. Как формировался характер этого гениального чудовища? Что уже проявлялось в те годы? Это было время романтизма, невероятной аскетичной веры в дело революции, когда для достижения власти ничто не могло быть помехой. Тема Сталина – очень больная, воспаленная. Но творчески она меня безумно увлекает», – сказал Фокин.
Вместе с тем, художественный руководитель Александринского театра поделился большими планами на гастроли по России и зарубежью. Так, в Сургуте, Тюмени и Ханты-Мансийске будет показан спектакль «Женитьба», в Будапеште – недавняя премьера спектакля «Швейк. Возвращение», в Китае – «Мамаша Кураж» и «Гамлет», а в Румынии ждут спектакль «Ваш Гоголь». Одним из самых важных событий Валерий Фокин отметил 10-дневные гастроли в Милане в ноябре.
«В театре «Пикколо ди Милано» у нас будет возможность сыграть 3 спектакля. Какие – еще думаем. Артисты выступят на Основной и Малой сцене, а также на еще одной площадке театра. Помимо этого мы планируем провести мастер-классы и встречи. Это будет неделя русского драматического театра в Милане – признаться, очень серьезная затея», – отметил Фокин.