На конференции в Петербурге предложили возродить в России педагогические классы
Участники научно-практической конференции "Образование и педагогические науки" предложили возродить в стране педагогические классы, сообщила председатель Федерального учебно-методического объединения (ФУМО) в системе высшего образования Елена Казакова. Конференция работала в Российском государственном педагогическом университете им. Герцена 14-15 февраля с участием 400 делегатов из 85 регионов России, представляющих более 150 педагогических вузов и колледжей страны.
"Идея возродить педагогические классы возникла на конференции спонтанно, вызвав невероятный интерес. Мы обязательно будем этим заниматься", – рассказала Казакова. По ее словам, тему поднял ректор Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина Александр Федоров. "Вуз открыл три педагогических класса в текущем учебном году в школах Нижнего Новгорода, и родители стояли в очереди, чтобы записать туда своих детей, понимая, что их те попадут в мотивированное сообщество ребят, которым нравится учиться, нравится работать", – отметила Казакова.
Глава ФУМО напомнила, что педагогические классы работали по всей стране, особенно популярны они были "в конце XX века", а затем развитие профиля было приостановлено как незначимое, ненужное. Елена Казакова уточнила, что в старших классах школы теперь есть лишь социально-гуманитарный профиль. "На конференции была провозглашена попытка вернуться к этому опыту сейчас, когда общество вовсю поворачивается к педагогике", – сказала она, отметив, что идея была спонтанной, поэтому сказать, где такие классы будут открыты в первую очередь, пока нельзя. "Мы проведем методологический проектировочный семинар в ближайшее время – в Нижнем Новгороде, в Питере или в Москве – и будем думать, как нам эту дорогу пройти. Все сочли это важным и значимым", – сообщила глава ФУМО.
Это был объединительный съезд
Елена Казакова отметила, что конференция стала, по сути, объединительным съездом двух федеральных учебно-методических объединений, работающих в сфере высшего и среднего педагогического образования. "Большинство участников конференции высказались за то, что нам необходимо создать единое федеральное учебно-методическое объединение, двигаться в сторону единых стандартов и общего подхода в проектировании программ", – сказала Казакова. По словам Казаковой, этот вопрос планируется решить в течение 2018 года.
На конференции возникла идея создать региональные кластеры, в которые войдут и педагогические вузы, и колледжи. Это тоже, по словам Казаковой, вопрос 2018 года. Александр Федоров рассказал об опыте работы первого такого кластера в Нижнем Новгороде. Он и его коллеги попытались выстроить ступени педагогического образования в единую траекторию для студентов. "Мы начинаем давать студентам последнего года обучения в колледже программу первого курса бакалавриата педагогического вуза, чтобы у будущего педагога начинал резко расширяться кругозор", – рассказал он. Это облегчает выпускникам колледжей переход на следующую – высшую ступень педагогического образования. Федоров сообщил, что связка "колледж – вуз" работает в Нижнем Новгороде уже 4 года и показала, что выпускники вуза, прошедшие по этой образовательной траектории, в 90-95% случаев остаются работать в школе. Для сравнения: по данным Федорова, выпускники вуза, не учившиеся в педагогическом колледже, идут в школу лишь в 52% случаев.
Александр Федоров также поделился с участниками конференции опытом проведения на втором курсе педвуза комплексного экзамена готовности к педагогической деятельности. По результатам экзамена поток обучающихся делят на тех, кто может и хочет работать учителем (им в Нижегородском педуниверситете сразу предлагают заключить контракт на работу в школе), тех, у кого сильна мотивация, но не хватает компетенций, тех, у кого компетенций достаточно, но слабо выражено желание работать педагогом, и тех, кто "заблудился", то есть ребят со слабой мотивацией и недостатком компетенций. Далее всем группам предлагают различные образовательные маршруты.
На конференции также были высказаны идеи о сглаживании барьера между средней и высшей ступенью педагогического образования законодательным путем, то есть предоставлением права выпускникам педагогических колледжей поступать в вузы на льготных условиях.