Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

"Мадонне во славе" посвятили выставку в Эрмитаже

Сегодня в Аполлоновом зале Зимнего дворца открывается выставка "Мадонна во славе" Россо Фьорентино. К завершению реставрации" из собрания Государственного Эрмитажа.

Сегодня в Аполлоновом зале Зимнего дворца открывается выставка "Мадонна во славе" Россо Фьорентино. К завершению реставрации" из собрания Государственного Эрмитажа. 

"Мадонна во славе" создана выдающимся итальянским мастером Россо Фьорентино. Это единственный имеющийся в коллекции Эрмитажа образец флорентийского маньеризма – западноевропейского стиля XVI – первой трети XVII века, характеризующегося утратой гармонии между телесным и духовным, природой и человеком.

Тот факт, что картина принадлежит кисти именно Россо Фьорентино, было абсолютно доказано. Вот только специалистов несколько смущала суховатая манера исполнения, не свойственная этому художнику, которого, как отмечал Джорджо Вазари в своей книге "Жизнеописание Россо", отличала легкость и виртуозность живописи. Вызывали вопросы у экспертов и обширные участки более позднего красочного слоя, а также реставрационные вставки, заметные даже при поверхностном визуальном осмотре. 

Научные исследования подтвердили, что за время своего долгого исторического существования картина действительно пережила многое. Она поступила в музей в 1810 году, и основой ее тогда служила деревянная доска. 

Однако со временем доску сильно изъел жук-короед, поэтому живопись перевели с дерева на холст Коме того, картина не раз промывалась активными растворителями, живопись на обширных участках оказалась потерта, а некоторые участки были попросту утрачены. 

Вернуть произведению первоначальный вид взялись художники-реставраторы лаборатории научной реставрации темперной живописи отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа во главе с Николаем Малиновским, который признался, что им пришлось проделать огромную и кропотливую работу.

"Это картина с трагической судьбой. Но сейчас, пройдя настоящую реставрацию, она по праву может называться еще одним эрмитажным шедевром. Мы благодарны реставратору Николаю Владимировичу Малиновскому и всем его коллегам во главе с Татьяной Александровной Барановой, заведующей отделом реставрации и консервации", – сказал генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

"Теперь, после расчистки, старый зеленый цвет убрали, открылся прекрасный голубой, и "Мадонна во славе" стала источником света", – объяснила научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа Татьяна Кустодиева.

И действительно, специалисты в один голос утверждают, что после раскрытия живописи колорит стал иным, вернулись изначальные цвета, открылись лица. В результате реставрации картина совершенно преобразилась, и теперь все посетители выставки смогут вновь увидеть легкую и виртуозную манеру Россо в картине "Мадонна во славе".