twitter Created with Sketch. vk Created with Sketch. facebook Created with Sketch. Light Created with Sketch. exclusive Created with Sketch. right-arrow copy Created with Sketch. Shape Created with Sketch. Rectangle Created with Sketch. Artboard Created with Sketch. full Created with Sketch. 733614 copy Created with Sketch. 118731 Created with Sketch. accept-circular-button-outline Created with Sketch. fail Created with Sketch. Shape Created with Sketch.

Статья

Ольга Комок: Выставка "Литва Мстислава Добужинского" открылась в Шереметевском дворце

Когда рассматриваешь всякую прекрасную живопись в Интернете, не отдаешь себе отчета в том, что картины – это вещи, у них есть размер, вес, объем.

Иные шедевры, громадные по значению для истории искусства, – совсем маленькие штучки, в потоке туристов-зевак их и не разглядеть. Когда попадаешь на выставку "Литва Мстислава Добужинского" в Шереметевском дворце, едва ли не с умилением обнаруживаешь, что Литва знаменитого мирискусника – это тоже совсем небольшие вещи, картинки чуть больше или чуть меньше листка А4. 

Акварель, карандаш, тушь, гуашь, только одна картина маслом – зато самая известная, по крайней мере в Литве. В Вильнюсе на ул. Тилто ей даже памятник поставили. И снова удивление: на всех репродукциях этот средневеково-провинциальный вид плотен, темен, как кирпич ржаного хлеба, а на холсте он брезжит прозрачным пасмурным светом, дышит легко и мягко.

Выставка, организованная Литовским советом по культуре ни много ни мало к 100-летию восстановления литовской государственности, преподносится как самая крупная из всех, что были и будут. Цикл "Старая Литва" Добужинского в Петербурге показывали и прежде, но тут сразу три самых больших литовских музея (Художественный, им. Чюрлениса, театра, музыки и кино) привезли сразу все – и виды Вильнюса, Каунаса и литовских местечек, и театральную графику, и даже целое платье, которое Добужинский собственноручно расписал для балерины Ксении Триполитовой уже в Америке в 1954 г. А все равно выставка смотрится камерной: вся Литва уместилась в несколько небольших залов, которые прячутся за неприметной малиновой дверью в конце парадной анфилады Шереметевского дворца.

В этой интимности – особый вкус, более чем подходящий теме и предмету экспозиции. Мстислав Добужинский – прославленный художник, сценограф, которому не смели перечить режиссеры, книжный график, изменивший лицо книги навсегда, геральдист, отдавший 10 лет жизни созданию герба Литвы, – человеком был скромным, мягким, лишенным показного, как теперь говорят, "чувства собственной важности". Добужинского даже болезненно застенчивый Микалоюс Чюрленис не стеснялся и чувствовал себя у него как дома (в Петербурге в 1908 г.). 

Театральная графика Добужинского изысканна и искусна, но нисколько не выпячивает художественные доблести перед собственно производственными театральными нуждами. Виды Литвы, где Добужинский оканчивал гимназию и куда эмигрировал в 1924 г., как и его знакомые всем нам виды Петербурга, чураются всякого столичного лоска и открыточных эффектов. 

Его закоулки, кривые улочки, забытые дворы, его зимние пейзажи, его одинокие путники, съежившиеся под холодными ветрами тех давних февралей (и, добавим мы, бесчеловечной истории XX в.), пафосу и треску большой парадной выставки попросту противоположны. Вот этого-то неуместного пафоса и нет в Шереметевском дворце. Можно смотреть с полным погружением в меланхоличный, приметливый и приветливый мир художника и его Литвы.

  • Текст
  • Ольга Комок