twitter Created with Sketch. vk Created with Sketch. facebook Created with Sketch. Light Created with Sketch. exclusive Created with Sketch. right-arrow copy Created with Sketch. Shape Created with Sketch. Rectangle Created with Sketch. Artboard Created with Sketch. full Created with Sketch. 733614 copy Created with Sketch. 118731 Created with Sketch. accept-circular-button-outline Created with Sketch. fail Created with Sketch. Shape Created with Sketch.

Статья

Марина Дмитревская: 4-часовую постановку Козлова "Мастер и Маргарита" можно смотреть, не отрываясь

На спектакле театра "Мастерская" "Мастер и Маргарита" трудно остаться критиком. 

Очевидно, это непосредственное воздействие группы нечисти во главе с Воландом. Но если сеанс черной магии в варьете обнажает алчность посетителей, то на спектакле ты странным образом превращаешься в юного доверчивого зрителя, как будто не читавшего роман Булгакова. Два вечера молодые актеры, уже вполне преодолевшие студенческую неопытность и преданно идущие за своим мастером Григорием Козловым, до такой степени подлинно и артистично существуют в каждом из предлагаемых обстоятельств романа, так азартно обживают, обыгрывают и отапливают его, что постановочные ходы вовсе перестают заботить.

Каждый следующий курс Г. М. Козлова выпускает спектакль-событие, и эта вершина потом долго остается для студентов пиком, с которого – куда, собственно, двигаться?.. 

Каждый следующий курс Козлов и его верные педагоги-единомышленники с головой окунают в большую литературу, чтобы, захлебываясь и барахтаясь, дети учились плыть на глубине, в большой романной форме. Таким был "Идиот", таким был "Тихий Дон". 

Но такого огромного и многосложного студенческого спектакля, как этот "Мастер и Маргарита", не было еще на моей памяти. 

Обычно театры, взявшиеся за постановку романа о посещении Москвы дьяволом (хотя Воланд не сам Сатана, он Мефистофель – посланец Сатаны), начинают терпеть бедствия. Относительно "Мастерской" соприкосновение с дьяволиадой тревоги не вызывает. Дьявольщина интересует Козлова и его студентов в последнюю очередь, для них в романе Булгакова важна театральность: он словно написан уже в декорациях, с ролями, масками, карнавальностью и захватывающим сюжетом на грани дурного вкуса. 

Эту булгаковскую коллажность, разностильность, разнофактурность ("Мастер и Маргарита" ведь роман неважный, хотя и великая книга) театр берет на вооружение и делает стилем постановки.

Козлов ставит спектакль не столько о Воланде и Иешуа, не столько о московском жулье (тут взгляд на всех этих Римских и Варенух мягок), сколько о Мастере. 

А в историю Мастера врастает история самого Булгакова, и они бесконечно зеркалятся – Мастер и Михаил Афанасьевич, Маргарита и Елена Сергеевна…

Два вечера по 4 часа студенты играют роман во всех его частях, слоях, рифмах и подробностях, а зал (и я как его часть) следит за ходом действия, не отрываясь. 

И замученный текст романа, написанного лично для Сталина, а ушедшего в массовую культуру, в мюзиклы и конфетные обертки, часто звучит абсолютно свежо. И словно впервые чеканка многократно повторенного в спектакле – "Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город" – пробирает тебя до мурашек… И эту правду о спектакле говорить легко и приятно.

  • Текст
  • Марина Дмитревская