twitter Created with Sketch. vk Created with Sketch. facebook Created with Sketch. Light Created with Sketch. exclusive Created with Sketch. right-arrow copy Created with Sketch. Shape Created with Sketch. Rectangle Created with Sketch. Artboard Created with Sketch. full Created with Sketch. 733614 copy Created with Sketch. 118731 Created with Sketch. accept-circular-button-outline Created with Sketch. fail Created with Sketch. Shape Created with Sketch.

Статья

16 икон по образцам XVIII века воссоздали для придворной церкви Ораниенбаума

Ораниенбаумская придворная церковь, занимающая западный башенный павильон Большого Меншиковского дворца, была построена первым владельцем Ораниенбаума князем Александром Меншиковым и освящена 3 сентября 1727 г. 

За долгую историю этой загородной резиденции внутреннее убранство церковного павильона менялось несколько раз. Пока наконец ее облик окончательно не сложился к концу XVIII века. В то время стены храма были украшены головками херувимов, выполненными по проекту самого Антонио Ринальди, лепными гирляндами и декором, который служил обрамлением для 39 стенных картин, расположенных в несколько ярусов. 

По оценкам специалистов, стенная живопись ораниенбаумского храма находилась в одном ряду с иконостасами Троицкого и Никольского соборов в Санкт-Петербурге.

До 1921 года церковь оставалась действующей. Но уже в 1930-е годы, когда Большой Меншиковский дворец был передан гидрографическому отделу Балтийского флота, бывшую дворцовую церковь переоборудовали под мастерские и ее внутреннее убранство было почти полностью утрачено. Разобранный иконостас храма и снятые со стен живописные образа были перевезены в Петергоф, где все они погибли во время Великой Отечественной войны.

Как рассказала ведущий специалист ГМЗ "Петергоф" Мария Павлова, в архивах сохранилось буквально несколько десятков фотографий, свидетельствующих о былой красоте храма. Да и не все из них настолько четкие, чтобы послужить образцом для воссоздания утраченных образцов искусства. Поэтому мастера, взявшиеся за работу, погрузились в архивы и стали внимательно изучать исторические документы, технику исполнения и аналоги второй половины XVIII века. 

Преподаватель Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Филипп Бобров рассказал, что найти профессионалов, которые могли бы выполнить работу по воссозданию икон, было непросто.

"Современное искусство слишком далеко ушло от стилистики XVIII века, и найти тех, кто мог бы близко подойти к мастерам того времени, было трудно", – признался он. 

Всего над воссозданием картин трудились восемь мастеров.

"Иконы создавались самыми разными художниками, среди которых нет двух одинаковых людей. Но нам удалось выполнить все работы в едином силе", – отметил Филипп Бобров.

Как уже законченную работу водворяли на ее законное место, удалось увидеть и журналистам. Двое рабочих поднялись на леса и повесили воссозданную икону "Богоявление" в простенок между окнами второго яруса. 

Как подчеркнул главный архитектор ГМЗ "Петергоф" Сергей Павлов, абсолютно точно воссоздать утраченные элементы декора, конечно, невозможно. А вот сохранить стиль и вернуть в храм дух того времени – вполне по силам.

Этому, кстати, способствуют и те подлинные детали, которые, в соответствии с Венецианской хартией, были законсервированы и сохранены в неприкосновенности. 

Среди удивительных находок реставраторов – фрагмент первоначальной стенной росписи "живописным письмом", относящийся ко времени постройки павильона в 1720-х годах. Фриз среднего яруса, где удалось раскрыть лепной декор, и даже карандашные прорисовки самого Антонио Ринальди, окончательно определившего облик интерьера ораниенбаумской церкви в конце XVIII века.

Как рассказала генеральный директор ГМЗ "Петергоф" Елена Кальницкая, в дальнейшем планируется воссоздать утраченное живописное убранство верхних ярусов храма. Это восемь образов апостолов со сценами мученичества в простенках окон второго света и семь образов Страстей Христовых, расположенных над окнами в небольших фигурных киотах.

Елена Кальницкая добавила, что, если все пойдет по плану, работы в ораниенбаумской придворной церкви будут закончены нынешним летом.

Предполагается, что саму церковь можно будет посещать только в теплое время года, так как в ней необходимо поддерживать определенный температурный (3-5 градусов по Цельсию) режим. Посмотреть ее экскурсанты смогут через стеклянную дверь. А вот увидеть исторические документы, познакомиться с этапами реставрационных работ они смогут в любое время года. Так как в соседнем с храмом зале планируется разместить тематическую выставку.

"Два года у нас ушло на то, чтобы воссоздать этот удивительный ансамбль. Эта работа для нас важна тем, что мы впервые используем современный принцип музейного экспонирования и планируем открыть здесь мультимедийную экспозицию об истории храма", – сказала Елена Кальницкая. Она также подчеркнула, что "один раз в год тут будут проходить богослужения". 

  • Текст
  • Марина Алексеева