16 икон по образцам XVIII века воссоздали для придворной церкви Ораниенбаума
Ораниенбаумская придворная церковь, занимающая западный башенный павильон Большого Меншиковского дворца, была построена первым владельцем Ораниенбаума князем Александром Меншиковым и освящена 3 сентября 1727 г.
За долгую историю этой загородной резиденции внутреннее убранство церковного павильона менялось несколько раз. Пока наконец ее облик окончательно не сложился к концу XVIII века. В то время стены храма были украшены головками херувимов, выполненными по проекту самого Антонио Ринальди, лепными гирляндами и декором, который служил обрамлением для 39 стенных картин, расположенных в несколько ярусов.
По оценкам специалистов, стенная живопись ораниенбаумского храма находилась в одном ряду с иконостасами Троицкого и Никольского соборов в Санкт-Петербурге.
До 1921 года церковь оставалась действующей. Но уже в 1930-е годы, когда Большой Меншиковский дворец был передан гидрографическому отделу Балтийского флота, бывшую дворцовую церковь переоборудовали под мастерские и ее внутреннее убранство было почти полностью утрачено. Разобранный иконостас храма и снятые со стен живописные образа были перевезены в Петергоф, где все они погибли во время Великой Отечественной войны.
Как рассказала ведущий специалист ГМЗ "Петергоф" Мария Павлова, в архивах сохранилось буквально несколько десятков фотографий, свидетельствующих о былой красоте храма. Да и не все из них настолько четкие, чтобы послужить образцом для воссоздания утраченных образцов искусства. Поэтому мастера, взявшиеся за работу, погрузились в архивы и стали внимательно изучать исторические документы, технику исполнения и аналоги второй половины XVIII века.
Преподаватель Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Филипп Бобров рассказал, что найти профессионалов, которые могли бы выполнить работу по воссозданию икон, было непросто.
"Современное искусство слишком далеко ушло от стилистики XVIII века, и найти тех, кто мог бы близко подойти к мастерам того времени, было трудно", – признался он.
Всего над воссозданием картин трудились восемь мастеров.
"Иконы создавались самыми разными художниками, среди которых нет двух одинаковых людей. Но нам удалось выполнить все работы в едином силе", – отметил Филипп Бобров.
Как уже законченную работу водворяли на ее законное место, удалось увидеть и журналистам. Двое рабочих поднялись на леса и повесили воссозданную икону "Богоявление" в простенок между окнами второго яруса.
Как подчеркнул главный архитектор ГМЗ "Петергоф" Сергей Павлов, абсолютно точно воссоздать утраченные элементы декора, конечно, невозможно. А вот сохранить стиль и вернуть в храм дух того времени – вполне по силам.
Этому, кстати, способствуют и те подлинные детали, которые, в соответствии с Венецианской хартией, были законсервированы и сохранены в неприкосновенности.
Среди удивительных находок реставраторов – фрагмент первоначальной стенной росписи "живописным письмом", относящийся ко времени постройки павильона в 1720-х годах. Фриз среднего яруса, где удалось раскрыть лепной декор, и даже карандашные прорисовки самого Антонио Ринальди, окончательно определившего облик интерьера ораниенбаумской церкви в конце XVIII века.
Как рассказала генеральный директор ГМЗ "Петергоф" Елена Кальницкая, в дальнейшем планируется воссоздать утраченное живописное убранство верхних ярусов храма. Это восемь образов апостолов со сценами мученичества в простенках окон второго света и семь образов Страстей Христовых, расположенных над окнами в небольших фигурных киотах.
Елена Кальницкая добавила, что, если все пойдет по плану, работы в ораниенбаумской придворной церкви будут закончены нынешним летом.
Предполагается, что саму церковь можно будет посещать только в теплое время года, так как в ней необходимо поддерживать определенный температурный (3-5 градусов по Цельсию) режим. Посмотреть ее экскурсанты смогут через стеклянную дверь. А вот увидеть исторические документы, познакомиться с этапами реставрационных работ они смогут в любое время года. Так как в соседнем с храмом зале планируется разместить тематическую выставку.
"Два года у нас ушло на то, чтобы воссоздать этот удивительный ансамбль. Эта работа для нас важна тем, что мы впервые используем современный принцип музейного экспонирования и планируем открыть здесь мультимедийную экспозицию об истории храма", – сказала Елена Кальницкая. Она также подчеркнула, что "один раз в год тут будут проходить богослужения".