Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

"ПД" выяснил, как работают и на что тратят средства благотворительные фонды

В России официально зарегистрировано около 9 тыс. различных благотворительных фондов, при этом деятельность многих из них вызывает ряд вопросов. "ПД" разбирался, как отличить фонд-жулик от настоящего благотворителя

В России официально зарегистрировано около 9 тыс. различных благотворительных фондов, при этом деятельность многих из них вызывает ряд вопросов. "ПД" разбирался, как отличить фонд-жулик от настоящего благотворителя.

В конце января 2018 г. президент ассоциации онкологических пациентов "Здравствуй!" Ирина Боровова призвала разобраться с деятельностью благотворительных фондов.

"Почему мы привлекаем фонды в таких масштабах, а фонды, в свою очередь, привлекают граждан? У нас что, нет средств на детей?" – задала вопрос Ирина Боровова.

В декабре 2017 г. на правительственном часе в Госдуме РФ министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова отметила, что зачастую деньги собираются на заболевания, которые лечатся в России, причем бесплатно. В пресс-релизе Минздрава России говорится, что ведомство выступает за развитие взаимодействия с некоммерческими организациями, включая благотворительные и пациентские, но просит в случае поступления от фондов информации о необходимости сбора средств проверять, действительно ли такая помощь не может быть оказана бесплатно в нашей стране.

Платная реклама

В последнее время с телеэкранов и страниц СМИ все чаще стали смотреть на нас печальные глаза тяжелобольных детей. Некоторые истории вызывают сомнения даже у неискушенного зрителя: с профессионально нищенскими интонациями герои видео просят денег.

"ПД" обратился за комментариями в один из самых известных и уважаемых благотворительных фондов – петербургский фонд "АдВита". Административный директор организации Елена Грачева посвятила в тайны работы. "Есть два типа размещения рекламы благотворительных фондов в СМИ: бесплатная и коммерческая. Как правило, фонд получает рекламу либо по социальной квоте, если речь идет о государственных СМИ, либо по безвозмездному договору сотрудничества с коммерческой компанией, если удастся договориться", – объясняет Елена. "Подавляющее большинство фондов, в том числе и наш, за рекламу не платят. Но по закону фондам платить за рекламу не запрещено, – продолжает она. – Известен фонд, зарегистрированный в Петербурге, который платит за рекламу ровно половину своего бюджета, и его жертвователи об этом не догадываются: расходы отражены в отчете на сайте Минюста, но кто читает эти отчеты? В общем, наличие фонда "в телевизоре" не является гарантией того, что информация проверена и 100% ваших денег уйдет по назначению. Может быть, да (и в большинстве случаев это так), а может быть, и нет. Если вы хотите разобраться, вам придется собрать информацию о фонде – никто за вас этого не сделает. Помогать – ответственное дело и стоит того, чтобы изучить, кому доверить деньги".

В основном фонды собирают деньги на те лекарства, которые государство пока не финансирует, например, если оно новое. Или если по каким-то причинам у региона нет денег на его приобретение. Например, инновационные таргетные препараты действительно стоят сумасшедших денег, и если в Петербурге или Москве их можно найти, то для многих региональных бюджетов эта ноша непосильна. На Западе решением подобных проблем занимаются страховые компании, у нас же устройство лекарственного обеспечения иное. "У нас очень хорошие специалисты практически по всем видам лечения, но у нас плохая организация – например, когда надо ждать лечения столько времени, что оно уже не понадобится. В стране не хватает качественных медицинских центров, где оказывают высокотехнологичную помощь. И если у человека рак, то ждать он не может – бросит все и поедет туда, где быстрее сможет получить помощь", – говорит Елена Грачева.

Опасные соцсети

В приличных фондах все заявки проверяются – и с точки зрения медицинской целесообразности, и с точки зрения потенциальной платежеспособности пациента. Нередки случаи, когда человек обращается в фонды, уже собрав миллионы в соцсетях. Кстати, именно сбор денег через соцсети – наиболее опасный способ для жертвователей, потому что не проверить, кто и на что на самом деле собирает средства.

"Люди считают, что мать ребенка или волонтеры, ведущие сбор, не могут быть жуликами. Могут. И это, поверьте, не редкость. Если вы лично знаете человека, который просит о помощи, – это другое дело. Но если нет, то будьте осторожны: сбор средств в соцсетях на страдающего ребенка – настоящий бизнес с миллионными оборотами", – говорит Елена Грачева.

Закрыть