Яндекс.Метрика
  • Анна Кострова

Борис Титов замолвил слово в защиту бизнесменов, сидящих в "Крестах-2"

Уполномоченный по защите прав предпринимателей при президенте РФ Борис Титов, посетив новые Кресты, замолвил перед руководством страны слово в защиту сидящих в СИЗО бизнесменов.

Уполномоченный по  защите прав предпринимателей при президенте РФ Борис Титов, посетив новые Кресты, замолвил перед руководством страны слово в защиту сидящих в СИЗО бизнесменов.

"Яркий пример – Евгений Петраченко, который содержится в Крестах-2. Человеку более 70 лет! И к нему применили меру пресечения "содержание под стражей" по делу о невыплате зарплаты. Притом что его предприятие в процессе банкротства. Он не должен содержаться под стражей. Это явное нарушение", – написал на своей странице в  соцсети бизнес-омбудсмен после посещения СИЗО. История генерального директора ЗАО "МНПП "ФАРТ" Евгения Петраченко и впрямь заслуживает внимания. Не столько самим фактом его пребывания в СИЗО по обвинению в экономическом преступлении небольшой степени тяжести, сколько тем, как суд вынес постановление о заключении его под стражу.

Признано банкротом

ЗАО "МНПП "ФАРТ" с 1990 г. занимается производством почвогрунта и органических удобрений под известными многим садоводам и цветоводам торговыми марками. На ногах стояло довольно прочно, но, похоже, последний экономический кризис с резким падением потребительского спроса, как и, вероятно, ряд принятых рисковых решений, его подкосил. Как утверждает адвокат предпринимателя Виталий Ивашков, его подзащитный отчаянно пытался спасти свое детище. Помощи от государства никогда не просил, а банковские кредиты на поддержание производства брал, в том числе и под залог личного имущества. Похоже, когда стало совсем туго, Петраченко призвал сотрудников набраться терпения. Мол, спасем предприятие – со всеми расплачусь. 

Позже следствие укажет, что Петраченко не платил сотрудникам, преследуя "корыстную и иную личную заинтересованность, выразившуюся в желании поддержать нормальное функционирование предприятия". В мае 2017 г. по заявлению партнеров и кредиторов Арбитражный суд СПб и ЛО признал ЗАО "МНПП "ФАРТ" банкротом, открыв конкурсное производство и прекратив полномочия Петраченко по руководству предприятием и распоряжением его имуществом. Долги по зарплате, как сообщил "ПД" Виталий Ивашков, были включены в конкурсную массу. Вскоре имущество предприятия начало уходить с молотка по, прямо скажем, невысоким ценам. Особенно земля и здания.

Подписка вместо ареста

Тринадцатого июля 2017 г. следственным отделом по Московскому району ГСУ СК РФ по СПб было возбуждено уголовное дело по  ч. 2 ст. 145.1 УК РФ ("невыплата зарплаты"). На тот момент в материалах фигурировали 1,2 млн рублей задолженности компании перед своими сотрудниками, накопившиеся с июня 2015-го по октябрь 2016 г. Седьмого сентября 2017 г. в разгар процедуры конкурсного производства Евгения Петраченко задержали. Через день предъявили обвинение. А 11 сентября следствие вышло в Московский районный суд с ходатайством о заключении немолодого предпринимателя с целым букетом хронических заболеваний под стражу, указав, что тот обвиняется в преступлении "высокой степени общественной опасности". Мотивировка была стандартной: может скрыться, потому что есть загранпаспорт, оказать давление на свидетелей, а также уничтожить доказательства по делу. Суд в отправке пенсионера в СИЗО отказал, сочтя доводы следствия "декларативными" и  напомнив, что  арест по обвинению в преступлениях небольшой степени тяжести возможен лишь в случае, если фигурант утаивает свое имя, является бомжом, скрылся от  следствия или нарушил ранее избранную меру пресечения. 

Под эти требования Евгений Петраченко явно не подходил. Восемнадцатого сентября с предпринимателя взяли подписку о невыезде. В начале ноября следствие повторило попытку отправить Петраченко за решетку. К тому моменту в материалах дела упоминались уже более 300 сотрудников, не получивших 30,7 млн рублей. Также фигурировали якобы аффилированные с Петраченко компании, задолжавшие "ФАРТу" десятки миллионов рублей и намеренно тормозящие их выплату.

Таинственный билет

В  качестве оснований для  удовлетворения ходатайства об изменении меры пресечения суду предоставили два бесплодных похода оперативника с повестками по месту регистрации обвиняемого, где тот давно не жил, и сведения о приобретении билета до Барселоны на имя обвиняемого. Защита, в свою очередь, уверяла, что следствию было достоверно известно о том, что предприниматель фактически проживает по другому адресу. Мало того, настаивали адвокаты, у следствия имеются номера телефонов и самого обвиняемого, и его защитников. Происхождение таинственного авиабилета для адвокатов и вовсе стало загадкой. "У  Евгения Петраченко не было действующей визы – ни шенгенской, ни визы Испании, которые необходимы для пересечения границы. Данный факт исключает возможность приобретения им билета в Барселону. Не исключаю, что инициировать его покупку могли лица, заинтересованные в изменении ему меры пресечения, но не обладающие информацией об отсутствии визы", – поделился своими соображениями адвокат Виталий Ивашков. 

Суд все же ходатайство следствия удовлетворил, отправив предпринимателя в Кресты, где он находится по сей день. За это время Арбитражный суд СПб и ЛО уже самого Евгения Петраченко признал банкротом. И сума, и тюрьма в одном флаконе… По словам адвоката Виталия Ивашкова, его подзащитный уверен, что, находясь на свободе, пусть даже в статусе фигуранта уголовного дела, он мог  бы повлиять на положение своего детища, но  кто-то, как  он считает, похоже, в этом не заинтересован.