Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

Менингит: болезнь, которая убивает за минуты

Пятилетнюю москвичку Яну не смогли спасти врачи обеих столиц – она заболела, когда путешествовала из Петербурга в Москву. Ее мама обнародовала эту историю для того, чтобы все знали про болезнь, которая убивает за минуты.

Пятилетнюю москвичку Яну не смогли спасти врачи обеих столиц – она заболела, когда путешествовала из Петербурга в Москву. Ее мама обнародовала эту историю для того, чтобы все знали про болезнь, которая убивает за минуты.

«Прошу максимальный репост»

Такими словами начала пересказ своей трагедии мама Яна. Она убеждена, что если бы все родители знали симптомы менингококковой инфекции, то многих детей можно было бы спасти.

«Я пишу этот пост для того, чтобы все вокруг родители детей любого возраста были бдительны, не ждали необратимых последствий: боль в голове, боль в горле, рвота, высокая температура может быть не просто ОРВИ, а заболеванием со смертельным исходом…  Должного информирования по данному заболеванию в нашей стране нет, прививка не обязательна и платная», - написала женщина в социальной сети.

Как рассказала Яна, 7 января 2018 года она возвращалась с дочкой после отдыха в Санкт-Петербурге в Москву. За пару часов до отхода поезда дочка пожаловалась на озноб, через пару часов, уже в поезде, температура поднялась до 39,5. Все время просила пить. Температуру сбивали на время, но она вновь стремительно поднималась до 40, 40,5 градусов. Девочка начала бредить.

Начальник поезда вызвал скорую к остановке в Твери. Врачи сделали укол литической смеси, но на госпитализации не настаивали, сказав, что ничего смертельного не видят. Семья отправилась дальше. Мама отмечает, что в поезде ребенок все время лежал на боку и жаловался на боль в ноге от малейшего прикосновения. Затем появились пятна на коже.

Обещанной кареты скорой помощи на вокзале в столице не было, в вокзальном медпункте врачи тоже сначала не заметили ничего экстраординарного, и только после того как Яна рассказала, что дочь жалуется на боль в ножке, врач начала проверять именно симптомы менингита. Девочку срочно доставили в больницу, но через несколько минут она умерла.

«Врачи сделали всё возможное. Для людей, кто спрашивает. Мы не болели, не было простуды. Все, абсолютно все прививки делали. Берегите родных и близких! Перестраховывайтесь! Проверяйте и перепроверяйте симптомы! – пишет мама Евы в соцсети. - Наша дочь была любима родителями и всеми окружающими ее людьми. Она была счастлива, не по-детски рассудительна и мечтала быть принцессой, иметь волшебную палочку и делать людей счастливыми… и заниматься гимнастикой на воздушных полотнах…».

В этот же день в той же больнице Москвы несколькими часами ранее от той же инфекции умерла 11-месячная Альфия.

Цикличность менингита – 35-40 лет

Последний раз вспышка менингококковой инфекции в Санкт-Петербурге и соседнем 47 регионе фиксировалась осенью 2015 года. В информационном бюллетене Смольного уточняется, что несколько детей в Сестрорецке заболели серозным менингитом. Медики, как могли, пытались успокоить население, поясняя, что никакой эпидемии нет. Клинические проявления «серозного менингита» были обнаружены у 9 детей, все они были своевременно госпитализированы и пролечены в стационаре. Впрочем, тогда речь об одном из подтипов страшной инфекции – серозном менингите, который необходимо отличать от более опасного менингококкового бактериального менингита. Серозный менингит при своевременной помощи довольно легко излечивается без последствий для организма. В Петербурге последние десятилетия не было зафиксировано смертей, вызванных серозным менингитом. При этом врачи-инфекционисты отмечают, что последний эпидподъем заболеваемости менингитом в России был в 1980-х годах, а его цикличность составляет 35-40 лет. Значит, в ближайшие годы возможен рост заболеваемости.

В Петербурге вспышки менингита нет

Напуганные страшными новостями из Москвы петербуржцы заговорили о вспышке менингита. «ПД» обратился напрямую в Управление Роспотребнадзора, Комитет по здравоохранению Смольного и к главному детскому инфекционисту города Владимиру Тимченко за разъяснениями и статистикой.

В Управлении Роспотребнадзора заверили, что никакой вспышки нет, очагов заболеваемости не зафиксировано, заболеваемость не превышает среднестатистические показатели.

В Комитете по здравоохранению также уточнили, что ни о каких эпидемиях речи не идет и сообщили, что в 2016 году от менингита в Петербурге погибли три ребенка, в 2017-м – пятеро. Это, безусловно, трагедии, но не превышающие обычные показатели смертности от этого заболевания.

Главный детский инфекционист Владимир Тимченко предположил, что слухи о якобы имеющейся вспышке, вероятно, связаны с тем, что 30 и 31 января в Санкт-Петербурге состоится российская научно-практическая конференция «Менингококковая инфекция: прежний опыт и новые угрозы. Другие бактериальные и вирусные поражения нервной системы», организованная НИИ детских инфекций. На ней будут доложены результаты изучения менингококковой инфекции специалистами ведущих лечебных учреждений России, обобщен опыт диагностики, профилактики и лечения заболеваний, вызываемых менингококком.

«Это абсолютно плановое мероприятие, никак не связанное со случаями в Москве. Ответственно заявляю, что подъема заболеваемости менингитом в Петербурге нет», - уточнил главный детский инфекционист.

Он также сказал, что в борьбе с таким опасным и тяжелым заболеванием как менингококковая инфекция единственно надежным средством профилактики является вакцинация.  Прививки от менингита не входят в Национальный календарь прививок, так как вопрос о включении определенной прививки решается исходя из количества заболевших на 100 тысяч населения (для внесения в календарь порог должен превышать два случая на 100 тысяч населения. У менингококковой инфекции - 0,3 случая на 100 тысяч), но сделать ее можно и нужно по собственной инициативе. Сейчас в мире производится около 20 видов вакцин от менингококкового менингита.

«Надо понимать, что вакцина либо полностью защитит ребенка от инфекции, либо поможет переболеть с минимальными осложнениями. Особенно это важно в случае с менингококковой инфекцией, при которой вероятность летального исхода велика», - отметил главный детский инфекционист Санкт-Петербурга.

Что надо знать о менингите

Менингококковый (бактериальный) менингит — тяжелая форма менингита, серьезная инфекция тонкой оболочки, окружающей головной и спинной мозг. От бактериального менингита чаще страдают маленькие дети в возрасте от 0 до 5 лет. Вероятность заболеть зависит от иммунитета. Предпосылками к заболеванию могут быть постоянный контакт людей в замкнутых помещениях, высокая температура и влажность воздуха, повышенная концентрация углекислого газа и сероводорода.

Особенность этой заразы в том, что от проявления первых симптомов до тяжелейшего состояния проходят считанные часы, а то и минуты – часто человек не успевает даже доехать до медучреждения. Если опоздать с лечением, то пострадавшего ждет либо инвалидность, либо летальный исход.

Если диагноз установлен в первые 12 часов с начала заболевания, риск смертельного исхода сводится до 0,7-1,5%. Если к лечению приступили через сутки — до 2 - 4%, через двое суток — 5 - 6%, через трое-четверо суток — 15-18%. Без лечения 85% заболевших умирают, 15% - остаются глубокими инвалидами.

Симптомы менингококковой инфекции

Инкубационный период колеблется от 2 до 10 дней (чаще 4-6 дней).

Начало напоминает ОРВИ: головная боль, температура, насморк, першение в горле. Однако при менингите начало болезни острое, почти внезапное; головная боль сильнее и нарастает постоянно из-за начинающегося отека. Пациенты описывают ее как раскалывающую, распирающую. Обычные анальгетики не помогают.

Появляется светобоязнь и гиперакузия – человек с трудом воспринимает даже слабые звуки; затем фиксируется «синдром простыни» - любые, даже самые легкие прикосновения вызывают болезненные реакции. На коже появляется характерная сыпь. При тяжелых формах характерны нарушения сознания (сомноленция, кома). Через 12-14 ч. от начала болезни появляются симптомы раздражения мозговых оболочек, для которого характерны особые позы больных менингитом – так называемая менингеальная поза (больной лежит на боку с согнутыми ногами и запрокинутой головой).

Из всех заболевших детей до года умирает каждый третий, у взрослых летальность достигает 50 процентов.