Яндекс.Метрика
  • Даниил Широков, студент магистратуры по научной коммуникации Университета ИТМО

Пациенты с толстыми картами

На первом приеме он заявит, что у него мононуклеоз. Еще через неделю, после прочтения очередной газетной вырезки, которую этот человек обязательно покажет вам, он диагностирует у себя мелкоклеточный рак легких.

На первом приеме он заявит, что у него мононуклеоз. Еще через неделю, после прочтения очередной газетной вырезки, которую этот человек обязательно покажет вам, он диагностирует у себя мелкоклеточный рак легких.

И разубедить его так просто не получится, даже призвав на помощь специалистов всех возможных медицинских областей. Примерно так и выглядит ипохондрия – тревога в отношении своего здоровья,вызванная страхом болезни и смерти. Она не отступает даже перед уверениями врачей и часто усугубляется, когда человек черпает информацию из внешних источников.

По разным оценкам, число ипохондриков сильно варьируется в зависимости от времени и места проведения исследования. Углубившись в данные, можно назвать приблизительную цифру – 5% от общего количества пациентов, обращающихся к врачу. На эти 5% граждан приходится от 10 до 20% всех годовых расходов на здравоохранение. Но не только поэтому "ипохондриальный пазл" требует скорейшего решения.

Ипохондрики становятся объектом шуток и насмешек в течение многих лет, если не веков. Существует мнение, что их проблема несущественна и главный мотив такого поведения – привлечь к себе внимание. Однако это довольно сильное упрощение: такой больной может испытывать не только душевные муки, но и широкий спектр физиологических симптомов, начиная от простой усталости и вплоть до сильных телесных болей.

По официальным данным Американской психиатрической ассоциации, диагноз "ипохондрия" можно ставить только тем пациентам, которые убеждены в наличии у них тяжелого заболевания в течение 6 месяцев после того, как специалисты уверили их в обратном.

Исследования показывают, что две трети ипохондриков имеют и другие психические расстройства. Около 40% страдают от серьезной депрессии, 10-20% – паническим расстройством, а еще 5-10% – обцессивно-компульсивным расстройством. Чем лечат этот недуг? Больным помогают когнитивная терапия в разных ее формах и медикаментозное лечение антидепрессантами. По результатам одного из исследований, шесть сеансов 90-минутной терапии в 52 случаях из 102 позволили пациентам лучше справляться с повседневными задачами и участвовать в общественной деятельности. В свою очередь, лечение препаратами может облегчить ипохондрические страхи и фиксации у 70-80% пациентов. И хотя оба метода показывают неплохие результаты, до полного решения проблемы еще далеко. Ипохондрия остается "идеальным противником" для врача. Поэтому если у вас есть личные счеты с терапевтом – отправьте к нему ипохондрика.

Закрыть