twitter Created with Sketch. vk Created with Sketch. facebook Created with Sketch. Light Created with Sketch. exclusive Created with Sketch. right-arrow copy Created with Sketch. Shape Created with Sketch. Rectangle Created with Sketch. Artboard Created with Sketch. full Created with Sketch. 733614 copy Created with Sketch. 118731 Created with Sketch. accept-circular-button-outline Created with Sketch. fail Created with Sketch. Shape Created with Sketch.

Статья

Можно ли повторить спектакль?

Казалось бы, странный вопрос. Конечно, можно! Ведь спектакли идут по несколько лет, а то и больше!

Но на самом деле – нельзя, нельзя ничего повторить. Спектакли – как люди, театр – живой. Каждый день вносит крохотные изменения, и сегодня человек уже не совсем тот, что был вчера, – подхватил, например, насморк, влюбился или вырвал зуб… Что же говорить о спектакле, в котором участвует не один, а много ежедневно меняющихся живых людей? Кроме того, по-настоящему спектакль созревает только на зрителе: в зал приходят другие люди, они неожиданно реагируют – и спектакль меняет акценты. Не раз я сидела в зале, где за моей спиной зрители всерьез переживали, продадут или нет вишневый сад, поскольку сюжет не был им известен. Тут не до искусства, не до игры актеров!

Премьера – только рождение, часто можно услышать: "Подождите, вот к десятому спектаклю разыграемся…" Зрители, пришедшие на премьеру, и зрители, пришедшие через год, видят разные спектакли. Это не значит, что премьерный спектакль хуже. К сожалению, чаще бывает наоборот. Спектакль постепенно теряет свежесть, актеры привыкают к тексту, партнерам, блекнут…

Но бывает, что сам режиссер вносит изменения после премьеры – что-то сокращает, меняет мизансцены… А вот в Театре Ленсовета работает режиссер Юрий Бутусов, который что-то меняет в своих спектаклях постоянно. Придя на следующий показ, можно быть почти уверенным, что изменились мизансцены, сократилось или растянулось время спектакля, возникли или пропали смыслы…

Поэтому могу с полной уверенностью сказать: "Гамлет", которого на недавней премьере видела я, и тот "Гамлет", которого увидите вы, – не одно и то же.

"Гамлета" Бутусов ставит не впервые, в МХТ им. Чехова уже был "Гамлет" с М. Трухиным в заглавной роли. Гамлетом-2018 назначена Лаура Пицхелаури (женщины не раз играли Гамлета, и Сара Бернар, и Алла Демидова, так что не стоит удивляться). Спектакль начинается с пантомимы "Смерть Гонзаго" (помните, Гамлет уговаривает заезжих актеров сыграть сцену убийства, которая станет "мышеловкой" для Клавдия, убившего своего брата, а его отца, Гамлета-старшего?). То есть с самого начала нам дан мир театра, в котором спутаны персонажи и роли, пол и возраст и в котором мучается ломкий, нервный андрогин, то ли подросток, то ли маленький принц по имени Гамлет, сражающийся с миром театральных интриг. В финале он не погибает, а стоит, держа неподъемный деревянный меч, занимающий полсцены. Он готов сражаться…

"Гамлета" чаще всего ставят о времени. На спектакле, который видела я, казалось, что Бутусов поставил его о себе, нервном и уязвимом, живущем в изматывающей борьбе с правителем Эльсинора Клавдием…

Интересно, что увидите вы, когда пойдете в Театр Ленсовета…

  • Текст
  • Марина Дмитревская