Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

Царские комнаты в Гатчинском дворце откроют летом

Собственные комнаты Николая I находятся в Арсенальном каре Гатчинского дворца. Комплекс комнат площадью 250 кв. м был создан во время перестройки каре в 1847 г. Автор проекта – архитектор Роман Кузьмин.

Собственные комнаты Николая I находятся в Арсенальном каре Гатчинского дворца. Комплекс комнат площадью 250 кв. м был создан во время перестройки каре в 1847 г. Автор проекта – архитектор Роман Кузьмин.

Большой и Малый кабинеты сотрудники музея называют военными комнатами, так как в них висели картины с изображением военных. Здесь, по словам хранителя фонда "Скульптура и камень" Инны Беляевой, больше всего лепного убранства. Две другие комнаты – служебные, одна из них с винтовой лестницей. Есть две передние, одна из которых выходит в голландский сад.

В послевоенное время в комнатах Николая I располагался научно-исследовательский институт "Электростандарт".

В ведение музея эти помещения перешли только в начале нынешнего века. По словам главного архитектора ГМЗ "Гатчина" Татьяны Яковлевой, к моменту реставрации комнаты выглядели совсем по‑другому: все стены были покрашены в серый цвет, лепнины не было совсем.

Ювелирная работа

Прежде чем приступить к реставрации интерьеров, специалисты проводят научно-исследовательскую работу, изучают документально-вещественные источники. Это позволяет детально воссоздать исторический облик помещений.

Сегодня реставраторы и архитекторы ГМЗ "Гатчина" пользуются послевоенными документами, фотографиями, акварельными картинами Эдуарда Гау, на которых изображены комнаты.

Один из самых сложных видов работ – воссоздание лепного декора. По словам Инны Беляевой, принцип реставрации лепных фрагментов за два века почти не изменился: после научно-исследовательской работы архитектор делает эскиз фрагмента, затем мастер по резке создает его модель в мягкой технике, например из пластилина. Потом в комиссии по реставрации решают, подходит ли данная модель по размерам, массе и виду, и если да, то уже изготавливают модель из гипса, снимают с нее форму и переходят к процессу отливки фрагмента.

Модель должна быть очень точной, а выяснить, как выглядели некоторые элементы, бывает непросто. Например, на фотографиях Малого кабинета, по словам Инны Беляевой, были плохо видны кронштейны. Специалистам пришлось искать их в особняках того времени, в музейных коллекциях и у частных коллекционеров. В итоге был создан наиболее приближенный вариант кронштейнов, которые были при императоре Николае I.

С розеткой (тип лепнины) тоже возникли сложности. Чтобы воссоздать ее в историческом виде, специалистам пришлось на этапе создания модели буквально отделять детали друг от друга.

Каминных дел мастера

В середине XIX в. в Российской империи заказывали очень много каминов. В это время как раз перестраивали Арсенальное каре. Часть каминов поступала из Италии, часть была российского производства. Где были сделаны камины в Большом и Малом кабинетах, определить сложно. Достоверно лишь одно: мрамор, которым облицованы оба камина, итальянский.

"На некоторых фотографиях и акварельных работах многих фрагментов не видно. Например, камин в Большой комнате прикрыт каминным экраном, поэтому было трудно восстанавливать лепнину", – пояснила Инна Беляева.

Больше всего трудностей вызвала реставрация камина в Малом кабинете. Специалистам пришлось увеличивать его размеры, чтобы он встал точно по стене. Детали камина были сухими, маленькими и не совпадали между собой. Реставраторы ориентировались на эскиз XIX в.

По словам Инны Беляевой, комнаты Николая I выполнены в едином стиле, но в оформлении есть нюансы. Все они, в отличие от покоев Александры Федоровны, были отреставрированы в условиях экономии. Так хотел сам Николай I.

Вкусы императора

Убранство комнат отражало вкусы и пристрастия императора. Известно, что Николай I был человеком педантичным и при этом романтиком, а также любил новшества.

На одной из стен Большого кабинета висела картина художника И.‑Б. Лампи-младшего "Портрет Павла I со свитой", изображающая выезд императора в окружении сыновей Александра и Константина, А.В. Суворова и придворных. Николай очень чтил память отца и дорожил этой картиной.

Вся мебель в комнатах была выполнена в стиле николаевского ампира. Совсем скоро музей получит отреставрированные стулья, отделанные сафьяновой зеленой кожей. Обои в Большом кабинете также были зеленого цвета. Для Малого император выбрал золотой цвет.

"Предположительно, в одном из дворцов-музеев лежит наша люстра из Большого кабинета, которую мы хотели бы найти и забрать. Если не найдем, придется воссоздавать новую согласно документам", – поясняет Татьяна Яковлева.

Когда специалисты изучали фото и чертежи Большого кабинета, обнаружили фальшстену. За ней находились служебные коридоры для слуг: Николай не хотел, чтобы слуги передвигались через кабинеты. Также за стеной была найдена душевая комната. Сотрудники музея планируют заняться реставрацией и этих помещений.

Интересная находка

Во время реставрационных работ один из архитекторов ГМЗ "Гатчина" обнаружил в подвале под комнатами интересную находку. Оказалось, что это подъемная машина, которая была установлена во время перестройки Арсенального каре для супруги Николая I императрицы Александры Федоровны. Император поручил заняться созданием эскиза машины архитектору Роману Кузьмину.

Она представляла собой небольшую кабину, в которой было установлено кресло из красного дерева с переплетением. Устройство сделали для того, чтобы Александра Федоровна, которая на тот момент плохо себя чувствовала, могла подниматься с первого на третий этаж и обратно.

"В подвале дежурили люди, которые отвечали за подъем машины. Она первое время была ручной, – рассказывает Ирина Рыженко, заведующая сектором документальных фондов ГМЗ "Гатчина". – Уже позже, согласно документам, стало ясно, что машину электрифицировали".  

Сегодня воссоздавать подъемную машину не будут, так как придется пробивать пол на третьем этаже Арсенального каре, где находятся уже отреставрированные комнаты Александра III.

"К сожалению, на момент реставрации комнат Александра III у нас еще не было доступа к первому этажу, поэтому никто не мог предположить о существовании такого механизма", – поясняет Ирина Рыженко.

Однако прятать механизм от любопытных глаз посетителей сотрудники музея не собираются. Поэтому в полу будет сделано световое окно, с помощью которого можно будет увидеть тот самый механизм и представить себе, как почти два века назад императрица перемещалась по этажам Арсенального каре.