twitter Created with Sketch. vk Created with Sketch. facebook Created with Sketch. Light Created with Sketch. exclusive Created with Sketch. right-arrow copy Created with Sketch. Shape Created with Sketch. full Created with Sketch. 733614 copy Created with Sketch. 118731 Created with Sketch.

Статья

Дисбаланс желаний и возможностей

Требования к комфортности жилья неуклонно будут расти, а сам уровень будет снижаться. Возможно, сейчас рынок имеет золотую середину, когда цена и качество максимально приближены друг к другу.

Одним из главных факторов комфортного проживания в городской черте эксперты называют транспортное сообщение с другими районами. Речь идет как об общественном транспорте, так и о возможности использовать личное авто. Получается, что чем ближе к центру, тем качество проживания будет считаться выше. Эксперты единодушно называют немаловажным показателем комфортности наличие развитой социальной инфраструктуры: школ, поликлиник, магазинов. Парки и скверы рядом с домом тоже только добавят плюсов к жизни.

"Основной характеристикой комфортного жилья считаю продуманность проектных решений, которые относятся не только к квартирам, но и к местам общего пользования, общественным пространствам, придомовой территории, вопросам безопасности", – говорит директор по маркетингу Glorax Development Вартан Погосян.

И конечно, нельзя забывать о комфорте внутри помещений, который обеспечивается множеством факторов, например, качественным остеклением, продуманными планировками, отделкой и т.д.

Как показывает практика, немаловажным для выбора комфортного жилья, о чем многие даже не задумываются, является понимание перспектив развития микрорайона и примыкающих к нему территорий. "Нередки примеры, когда изначально хороший район терял в качестве жизни за счет чрезмерно плотной застройки", – добавляет Вартан Погосян.

Новые обстоятельства

Обобщая сказанное специалистами рынка недвижимости, можно констатировать: многие хотели бы жить в центре, но не все могут себе это позволить, хотя на рынке жилой недвижимости и сохраняется тенденция смещения спроса из предместий ближе к центру Петербурга. 

По словам начальника отдела маркетинговых исследований ГК "Пионер" (СПб) Светланы Лежневой, традиционно популярными у покупателей считаются Приморский, Московский и Выборгский районы. Однако когда дело доходит до покупки квартиры, на принятие окончательного решения начинают влиять дополнительные факторы. По словам Светланы Лежневой, в большинстве случаев петербуржцы рассматривают покупку нового жилья в том районе, где уже проживают, хотя существует и другая мотивация. 

В ГК "Пионер" проанализировали данные спроса для рынка строящейся жилой недвижимости. В результате более 60% респондентов заявили, что планируют приобрести квартиру в спальном районе, обосновывая свой выбор фразами: "нравится район", "хотим жить в одном районе с родственниками" и т.п. Впрочем, денежные соображения не чужды этим покупателям. Треть опрошенных объясняет свой выбор в первую очередь низкой ценой. Получается, что комфортность противопоставляется доступности жилья.

Будущие метры

Девелоперский рынок является высококонкурентным. Чтобы удержаться, а тем более развиваться на нем, компаниям необходимо постоянно работать над качеством своего продукта. Однако с каждым годом застройщикам становится все сложнее. Связано это с разными обстоятельствами, в первую очередь – с дефицитом земельных участков под застройку. Сейчас строители называют наиболее перспективными для работы Красносельский, Фрунзенский районы и часть Московского. К слову, в 2016 г. по объему введенного жилья Красносельский район вышел в лидеры.

Впрочем, существует потенциальный резерв земельных участков ближе к центру – реновация промышленных территорий, которые могут стать серьезным ресурсом для жилищного строительства. Плохо осваивается направление реновации кварталов первых массовых серий.

"Речь идет о хрущевской застройке – это порядка 1 тыс. га жилья, которое физически износилось и морально устарело", – говорит Светлана Денисова, начальник отдела продаж ЗАО "БФА-Девелопмент". Однако подобные проекты потребуют от строителей дополнительных затрат, хотя бы для подготовки земельного участка для застройки.

Сложности в строительстве по-настоящему комфортного жилья могут возникать из-за плохо развитой инженерной и транспортной инфраструктуры. В качестве примера Светлана Денисова приводит тот факт, что строительство в южных районах долго сдерживалось отсутствием очистных сооружений. Кроме того, южная часть города слабо обеспечена метро – важнейшей частью транспортной инфраструктуры. 

"Такой огромный район, как Красносельский, не имеет на своей территории ни одной станции метрополитена", – подчеркивает Светлана Денисова. Увеличение накладных расходов застройщиков, по мнению эксперта, заставит их заняться удешевлением проектов за счет сокращения издержек. Как следствие, некоторые опции комфортности могут просто исчезнуть или будут заменены на более дешевые аналоги, иначе компаниям будет сложно выиграть борьбу за покупателя. Выходит, что с каждым годом рынок будет только уходить от первоначального уровня комфортности, а покупателям жилья придется все чаще идти на компромисс с существующими обстоятельствами.

  • Текст
  • Игорь Федоров