"Здесь свободно": дом, в котором возвращают судьбы
Рядовой домик в деревне Раздолье Приозерского района Ленобласти: здесь, как и в тысячах других домов, живет семья, но необычная. Выпускники интернатов и волонтеры создали свой особый мир.
Увидев на улице инвалида или прочитав душещипательную статью о людях с особенностями здоровья, многие сочувственно цокают, качают головой и… забывают. Легче не думать, не слышать. Но находятся и те, кто не может пройти мимо.
Больше 20 лет в городе работает благотворительная организация "Перспективы". Ее главная цель – создание для людей с тяжелыми умственными и физическими нарушениями приемлемых условий жизни. Один из проектов организации – "Дом сопровождаемого проживания в деревне Раздолье".
Маленький непримечательный двухэтажный коттедж на краю рощи. Сразу за деревьями – большое озеро. Воздух, свобода, общение: здесь есть все то, чего зачастую лишены люди с инвалидностью, запертые в четырех стенах.
В Раздолье живут не больше семи человек: столько вмещает дом. Ежедневно подопечным помогают социальные работники и волонтеры. Три раза в неделю жильцы дома трудятся при храме в Раздолье: в сезон сажают цветы, работают на огороде и перепелиной ферме, зимой готовятся к Рождеству и Пасхе. Для ребят это не "принудиловка", а действительно праздник. Оставшееся время посвящено освоению бытовых навыков. Молодые люди учатся вести хозяйство, строить отношения с жителями деревни. Поначалу сельчане сторонились их, потом привыкли, а сейчас здороваются, заводят разговор.
Судьбы всех жильцов чем-то похожи. При поступлении – практически Маугли, на которого махнули рукой и повесили ярлык "необучаемый", еще хуже – "ползунок", то есть лежачий больной с психическими сложностями. Через несколько месяцев после сотен терпеливых разговоров и поощрений люди словно просыпаются от спячки. Делают первые шаги, смеются, начинают говорить и доверять, творить.
Психоневрологические интернаты, где люди находятся в пожизненной ссылке, иногда называют местом украденных судеб. "Перспективы" возвращают людям судьбы и радость жизни.