twitter Created with Sketch. vk Created with Sketch. facebook Created with Sketch. Light Created with Sketch. exclusive Created with Sketch. right-arrow copy Created with Sketch. Shape Created with Sketch. Rectangle Created with Sketch. Artboard Created with Sketch. full Created with Sketch. 733614 copy Created with Sketch. 118731 Created with Sketch. accept-circular-button-outline Created with Sketch. fail Created with Sketch. Shape Created with Sketch.

Статья

Театр победившего мещанства

"В старой Москве все было дешево – говядина, театр и человек", – писал 100 лет назад замечательный критик Влас Дорошевич. Сейчас цены изменились. Подорожала говядина и окончательно подешевела человеческая жизнь.

А театр? Уверяю вас, стоя перед сводной афишей города, вы насчитаете 99% "дешевых" спектаклей: не в смысле цены на билет, а в смысле поставленных в коммерческих, не художественных целях и рассчитанных на невзыскательный вкус. Вот вся эта "Любовь – не картошка, не выкинешь в окошко" (в какой российский город ни приеду – везде торчит на афишах она) и прочий хлам, который вправду хочется выкинуть в окошко, занимают наши сцены и афишные тумбы.

Как-то Юрий Шевчук констатировал: мы – страна победившего мещанства. А что такое мещанское сознание? Мещанин хочет увидеть то, что не потревожит его покой и подтвердит ему: ты в порядке! Непонятное раздражает его, он не хочет неизведанного, и вот текущее рекой антрепризное "развлекалово" опаивает зрителей дурным пойлом, заняв крысиной отравы у тупой сериальной мафии. И народ тянется в залы, чтобы посмотреть что-то подобное: лучше смешное, но можно и слезовыжимательное. А главная радость – живой сериальный актер, на которого можно смотреть, как на слона в зоопарке… Он, этот невзыскательный зритель, хочет, чтобы театр был его шутом, придворным балагуром. И когда видишь, какой билет покупает человек в театральной кассе, всегда можешь понять, с кем имеешь дело – с обывателем или настоящим театральным зрителем-интеллигентом. Ведь что такое интеллигент? Это тот, у кого сознание определяет бытие. А у неинтеллигента – бытие определяет сознание. Все очень просто.

После Второй мировой войны население земли составляло 1 млрд. Сейчас оно перевалило за 7 млрд. Их надо обслуживать. Тут не до "мелкой выделки", тут на охотничью тропу выходит "зайка моя" – попса, занимающая стадионы.

Но театр – искусство не массовое, только 4% населения ходят в театр. Но даже когда малообразованные зрители ранней совдепии, сидя в зале, плевались семечками, театр, как известно, показывал им на открытии БДТ "Дона Карлоса". Теперь в зал приходят зрители, отошедшие на минуту от телевизора, – и артисты сами бодро и зазывно начинают "лузгать семечки": выплевывают примитивные слова, обсасывают элементарные ситуации, мнут "фантики" дешевых сюжетных конфет и сюжетов, радушно приглашая зал "полузгать" это все вместе с ними… Посмотрите, чем увешаны театральные кассы, – рекламой вот этих "семечек".

"Россия – страна, где все друг друга презирают", – констатировал 100 лет назад тот же Влас Дорошевич. Сегодня театр победившего мещанства, по сути, презирает и своего невзыскательного зрителя, и себя самого. А настоящий театр сопротивляется. И его, настоящего, есть немало. Надо только знать, где он квартирует, его пароли и явки…

  • Текст
  • Марина Дмитревская