twitter Created with Sketch. vk Created with Sketch. facebook Created with Sketch. Light Created with Sketch. exclusive Created with Sketch. right-arrow copy Created with Sketch. Shape Created with Sketch. Rectangle Created with Sketch. Artboard Created with Sketch. full Created with Sketch. 733614 copy Created with Sketch. 118731 Created with Sketch. accept-circular-button-outline Created with Sketch. fail Created with Sketch. Shape Created with Sketch.

Статья

Светофор для продуктов: как это работает

Главный санитарный врач страны Анна Попова предложила маркировать продукты по степени вредности. Красный, желтый и зеленый цвета просигнализируют об уровне содержания сахара, соли и жира.

По данным Роспотребнадзора, четверть взрослого населения страны страдает ожирением, более трети россиян употребляют продукты с повышенным содержанием соли и сахара. Глава федерального надзорного ведомства Анна Попова предложила внедрить цветовую маркировку продуктов по принципу светофора. Например, красный цвет будет означать повышенное содержание вредных ингредиентов (пока – соли, сахара и жиров), желтый – умеренное, а зеленый, соответственно, низкое и безопасное.

Идем на зеленый

Государственные структуры гарантируют безопасность продукции, а вот вопросы качества отданы на откуп самим производителям, ГОСТы на него не распространяются. Закон обязывает производителя указывать состав товара, однако мало кто из покупателей будет внимательно вчитываться в надписи мелкими буквами и тем более следить за границами допустимого употребления какой-нибудь из "белых смертей". Во многих странах продукты питания уже имеют цветовую маркировку, а некоторые производители ввели даже черную индикацию – для совсем уж непонятливых. Общенациональный опрос россиян, проведенный АНО "Национальный исследовательский центр "Здоровое питание", показал, что более 70% россиян тоже хотят потреблять безопасные товары, причем более 60% опрошенных признали, что маркировка типа "светофор" будет понятной.

Пока – добровольно

Сейчас обсуждается добровольное нанесение маркировки. Что касается дальнейших планов, то тут возникает несколько "но". Например, готов ли бизнес сдаваться на строгий потребительский суд, раскрывая свои красные или желтые карты? Анна Попова надеется на ответственность предпринимателей – в противном случае им через несколько лет не для кого будет работать.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Александр Абросимов осторожно комментирует нововведение: "На мой взгляд, производители и продавцы продовольственных товаров должны указывать максимально подробную информацию об их содержимом. Причем не мелким нечитаемым шрифтом. Другими словами, лучше не вводить "светофоры", на которые многие покупатели не обратят внимания, а писать, что данный продукт содержит такой-то процент пальмового масла, произведен из заменителей (мяса, молока и т. д.). Подобная практика не нарушит права предпринимателей. В то же время она даст более объективную информацию всем нам о том, что находится на прилавках магазинов".

А вот депутат Государственной Думы РФ экс-глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко сообщил "ПД", что тут никого не надо спрашивать, а просто сделать это нормой для производителя, потому что иначе приучить людей нормально питаться не получится.

"Речь идет о вытеснении избыточных калорий. Когда мы бегали за мамонтом с каменным топором, нам надо было больше энергии. Сейчас, когда мы занимаемся как бы умственной деятельностью, нам надо меньше жиров и углеводов, которые дают голую энергию и срывают деятельность эндокринной системы. Я бы сюда добавил еще соль, которая после 40 лет не нужна дополнительно. Маркировка тревожных тонов вполне уместна, – считает Геннадий Онищенко. – Это не наше ноу-хау, это те рекомендации, которые давно предлагают медицинское сообщество и комиссии ООН. Мы говорим о физиологии полноценного питания, вытеснении избыточных калорий из рациона тех, кто сидит за столом или, например, работает в забое метрополитена".

  • Текст
  • Марина Бойцова