twitter Created with Sketch. vk Created with Sketch. facebook Created with Sketch. Light Created with Sketch. exclusive Created with Sketch. right-arrow copy Created with Sketch. Shape Created with Sketch. Rectangle Created with Sketch. Artboard Created with Sketch. full Created with Sketch. 733614 copy Created with Sketch. 118731 Created with Sketch. accept-circular-button-outline Created with Sketch. fail Created with Sketch. Shape Created with Sketch.

Статья

"Люди не боятся ехать в Петербург – здесь безопасно и комфортно"

Почему главный туристический бренд Петербурга "Белые ночи" лучше оставить в советском прошлом? И чем привлечь гостей зимой? Об этом и многом другом журналисты "ПД" спросили у председателя Комитета по развитию туризма СПб Андрея Мушкарева.

В этом году туристическая отрасль Петербурга получила большой подарок: город выделит 4,3 млрд рублей на государственную программу развития туризма. Это новый шаг и существенная сумма. Что будет сделано на эти деньги? 

Принятие отдельной госпрограммы говорит о том, что Петербург признает эту отрасль одной из приоритетных для экономики, которую он планирует развивать. 

Устаревший бренд 

Мы уже много раз слышали о том, что в Петербурге туризм не должен быть сезонным. Как добиться того, чтобы люди приезжали не только весной и летом? 

Движение в сторону равномерного распределения потока наметилось, есть тенденция к удлинению нашего высокого сезона. Мне не нравится это понятие, потому что Петербург не курортный город, люди сюда приезжают не на пляж. И тот бренд – "Белые ночи", созданный еще в советское время, – в некоторой степени останавливает и не дает развиваться в туристическом плане. 

Как это преодолеть? 

Нам нужно формировать новые бренды, для того чтобы сделать турпоток круглогодичным, равномерно распределенным по каждому месяцу. 

Новое лицо города 

Что, по-вашему, может стать новым брендом Петербурга? 

Не нужно изобретать велосипед, есть международная практика, как делать туризм всесезонным. Здесь замечательным примером может служить Нью-Йорк, где в зимние месяцы погода ничуть не лучше, чем в Санкт-Петербурге, а подчас еще и хуже. Они развивают событийный туризм. 

А разве Северная столица этим же не занимается? Чем мы можем привлечь туристов осенью? 

Например, такими мероприятиями, как Культурный форум. В этом году мы с Минкультом разработали серию программ, когда туристы могут на целую неделю приехать в Петербург и, даже не участвуя в культурном форуме, насладиться премьерами, выставками. Четвертого и пятого ноября прошел Фестиваль света, в котором приняли участие около 1 млн человек, а бронирование в гостиницах в этот период составило 96%. Это был практически высокий сезон. 

А зимой? 

Зима в Петербурге ничуть не хуже, чем лето. В Новый год и Рождество мы запланировали ряд мероприятий. Это наша новогодняя ярмарка, которая будет располагаться в "Морском фасаде". Конечно, все хотят попасть на Дворцовую площадь, но невозможно все проводить там. Нужно расширять географию туристических маршрутов. В "Морском фасаде" появится самая высокая в Европе ледяная горка. 

Чем еще мы сможем удивить? 

Например, 7 и 8 января состоится грандиозная "Рождественская звезда". Это парад фейерверков. Фантастическое шоу будет проходить 2 дня, около 4 часов подряд – фейерверки между Дворцовым и Троицким мостами, в "Морском фасаде" и в других частях города. 

Молодые гости 

Что представляет собой турист, приезжающий в Петербург? 

Сейчас наш город  – один из самых молодых в плане портрета туриста. Средний возраст – 25-40 лет, это активные и платежеспособные люди. За последние годы этот возраст снизился на 15 лет. Это очень хорошо, потому что люди, которые приехали в активном возрасте, обязательно вернутся. 

Приезжают в основном группами? 

Нет, Петербург находится на первом месте в России по количеству индивидуальных туристов. Если в Москве их около 15% от общего турпотока, то в Петербурге – половина. Это говорит о том, что люди не боятся ехать, что здесь безопасно и комфортно. Для города это хорошо еще и потому, что индивидуально путешествуют в основном люди с более высоким доходом. 

Хостел четыре звезды 

Гостей нужно обслуживать. Сколько людей сегодня заняты в туристической отрасли Петербурга? 

Здесь задействованы 56 отраслей экономики. Около 2 млн человек работают в индустрии, потому что туристы пользуются общественным транспортом, ходят в театры, в музеи и так далее… 

А если считать только людей, ориентированных на работу с туристами? 

Я думаю, что в Петербурге в сфере гостеприимства сегодня заняты около 200 тыс. человек. 

Сколько должна зарабатывать отрасль на каждый рубль вложенных госсредств? 

Есть традиционное, утвержденное Всемирной туристской организацией исследование, по которому на каждый вложенный рубль город должен получать около 5 рублей. 

А сколько приходится инвестиций на каждый бюджетный рубль? 

Если говорить о конгрессно-выставочной деятельности, деловом туризме, то это вообще все время инвестиции, развитие делового сообщества – тоже инвестиции, которые так или иначе формируются из туризма. Что касается прямых инвестиций, то с увеличением турпотока активно развивается сфера гостеприимства. Например, с 2014 г. в Петербурге открылись всего две гостиницы международных сетей, а в 2018-2019 гг. планируется ввести в эксплуатацию 12 новых отелей более чем на 3 тыс. номеров. 

К слову, о гостиницах. Как складываются отношения с бизнесом? Может ли город договориться с отельерами, чтобы они сдерживали цены? Перед ПМЭФ, например? 

У нас очень хорошие отношения. У города нет цели снизить цены ни перед форумом, ни после него, ни в другие месяцы. Чем дороже номер и выше наполняемость гостиниц, тем больше налогов, поступающих в казну, и тем больше мы сможем потратить на благоустройство города. 

Тогда не все смогут осилить поездку в Петербург. 

Здесь мы активно работаем в части развития хостелов и трехзвездочных гостиниц. Мы предлагаем целую сеть адресов, которые есть у города для инвесторов. В России почему-то хостел – это почти ругательное слово. А в мировой практике во многих европейских странах, особенно в северных – в Норвегии или Швеции, это вообще один из самых популярных видов размещения. Его цена может приближаться к цене четырехзвездочного отеля, и сейчас это очень модное направление. 

Футбольный турист 

Летом в Петербурге пройдут матчи чемпионата мира по футболу. Приезд большого числа болельщиков сможет отпугнуть обычных туристов? 

Наверное, часть туристов отложат свой визит. Кого-то смутит перспектива приезда большого количества футбольных болельщиков, кому-то не понравятся повышенные меры безопасности, которые будут приняты на это время, повышение цен, ограничения некоторых сервисов. Резкого увеличения турпотока не будет, так как чемпионат мира пройдет летом в высокий сезон и на итоговых цифрах 2018 г. не сильно скажется. Но и оттока не будет, произойдет перераспределение – долю обычных туристов заменят событийные, которые приедут на матчи. Многие из них – впервые, и если бы не чемпионат мира, может, никогда бы и не побывали в нашем городе. Наша задача – сделать так, чтобы они захотели приехать снова. 

Вы уже ведете работу по продвижению Санкт-Петербурга как города – организатора чемпионата мира? 

Мы хотим сделать Петербург воротами чемпионата мира. В 2018 г. планируем провести роуд-шоу по ведущим футбольным странам Европы: Италии, Испании, Франции, Португалии, в апреле организуем тур по Аргентине. 

В Петербурге на первом этапе чемпионата мира не сыграют команды из Европы, а ведь большинство приезжающих к нам все же составляют европейцы. Приедут ли туристы на матч Марокко – Иран? 

Не сомневаюсь, что приедут. Из Ирана вообще большой туристический поток в наш город. И вообще не надо думать, что приедут только те болельщики, чьи команды будут играть у нас. Считаю, что у нашего города есть большие шансы увеличить свою популярность благодаря чемпионату мира. Как показывает опыт, болельщики и телезрители запоминают один-два города в стране, где проходил турнир. Какой еще город, кроме Кейптауна, в ЮАР, где был чемпионат мира в 2002-м, могут назвать большинство людей? 

Или в Бразилии, где играли в 2014-м, все вспомнят, конечно, Рио-де-Жанейро и стадион "Маракана". Наша задача – сделать так, чтобы из всех 11 городов – организаторов чемпионата мира, при всем уважении к Саранску, Самаре и другим городам, болельщики в первую очередь запомнили Петербург.

  • Текст
  • Ирина Тищенко
  • Игорь Федоров
  • Михаил Григорьев