Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

Магии противопоставят закон

Депутаты Госдумы РФ планируют пополнить УК РФ статьями, предусматривающими уголовное наказание для магов, волшебников и прочих пособников потусторонних сил. За ворожбу и привороты кары вполне ощутимые – до 5 лет лишения свободы.

Депутаты Госдумы РФ планируют пополнить УК РФ статьями, предусматривающими уголовное наказание для магов, волшебников и прочих пособников потусторонних сил. За ворожбу и привороты кары вполне ощутимые – до 5 лет лишения свободы.

Идея о введении жестких санкций в отношении ведьм, колдунов, ворожей и даже знахарей приходит в голову народным избранникам не первый раз. Еще весной 2017 г. депутат Госдумы РФ Виталий Милонов подготовил законопроект, предусматривающий ответственность за занятия оккультизмом и магической деятельностью, а народное целительство, по предложению парламентария, должно осуществляться только в соответствии с законом и быть лицензировано.

В документе изначально предусматривалось максимальное наказание за подобную деятельность до 5 лет лишения свободы в том случае, если ее результатом стала гибель человека. Если заворожили не до смерти, а до вреда здоровью, или если жертва потеряла очень много денег, то можно оштрафовать мага. Если волшебник гол как сокол, допустимо альтернативное наказание – ограничение свободы на срок до 3 лет.

Чем опасны шаманы 

С аналогичным предложением выступал и депутат ЗС Ленинградской области Владимир Петров. Он собирался составить реестр колдунов и знахарей. Еще дальше пошел коллега депутата Милонова, член Комитета Госдумы РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов Сергей Вострецов. Он считает, что за оказание платных магических услуг необходимо наказывать по уголовным статьям, а для этого следует приравнять ворожбу и гадание на кофейной гуще к мошенничеству и вымогательству. Отягчающим обстоятельством этих отнюдь не волшебных действий Сергей Вострецов называет участие людей, считающих себя магами, в различных профессиональных ток-шоу, телепередачах и рекламных материалах. 

Парламентарий считает, что инициатива вполне перспективна, и проводит аналогию с тем, как боролись с сектами и различными подворотными целителями, которых не без труда, но все же постепенно удается взять под контроль государства, дабы они не причинили слишком большой вред. По мысли депутата, технически это тоже вполне возможно: достаточно дополнить Уголовный кодекс отдельной статьей с классификатором деятельности, описывающим конкретные магические услуги. Взять под контроль планируется не невинные колядки или девичьи гадания, а именно коммерциализацию оккультной деятельности, то есть взимание платы за предсказания или лечение по фотографии. 

Что же такого опасного видят парламентарии в шаманстве? По мнению Сергея Вострецова, помешательство на магии уже носит масштабный характер – особенно в том случае, если всяческие "битвы экстрасенсов" идут на федеральных каналах. Это приводит к расстройствам психики, неверным установкам подрастающего поколения, серьезному физическому и материальному ущербу. Так, согласно исследованию РАМН, 95% народных целителей не имеют медицинского образования, а свыше 40% из них сами нуждаются в лечении психических отклонений. 

"Мы должны защитить людей от этого зла", – считают народные избранники.

Целителям бояться нечего? 

Между тем ситуация не так проста и очевидна, как кажется на первый взгляд. "ПД" попросил авторов законопроектов и специалистов прокомментировать проблему. 

Виталий Милонов уточнил, что в своем законопроекте он в первую очередь хочет ограничить занятия народной медициной законодательными рамками: "Магия и оккультизм должны быть запрещены вообще, а народная медицина должна быть приведена в соответствие с законом. Мой законопроект уже прошел экспертные советы, мы прислушались к некоторым замечаниям и внесли кое-какие правки. Например, изначально я хотел целительство существенно ограничить или вообще запретить, но затем мы все-таки решили его оставить, подведя под него законные рельсы. Сейчас осталось дело лишь за одобрением законопроекта фракцией". 

Документ Сергея Вострецова Виталий Милонов не видел, но сообщил: чтобы закон был принят, должны быть учтены реальные нормы федерального законодательства. "Можно и расстрел за это предложить, но это же не значит, что такие предложения заработают", – пошутил депутат. 

Святослав Медведев, академик РАН, директор Института мозга человека РАН, опасается другого – как бы не получилось "как всегда": "Надо понимать, хорошо или плохо это действует на человека. Например, если молодой человек пригласил девушку в кафе и там предложил ей что-то выпить, чтобы ей понравиться, это считается приворотом? И его могут за это судить?"

Запрет – не панацея 

В вопросах целительства Святослав Медведев тоже осторожен: "Давайте наказывать газету за то, что она публикует гороскопы – это ведь тоже предсказание. Должно быть другое: надо объяснять людям, что все это – чушь. А любой запрет порождает много побочных вещей. Например, в 1980-х гг. у меня дома никогда не было алкоголя, а потом началась антиалкогольная кампания, и я понял, что дома должен быть запас на всякий случай. И то же самое с магами. Сегодня его прием стоит, скажем, 1 тыс., а будет стоить 10 тыс. рублей. На всякий случай". 

Врач-психиатр Олег Дмитриев разделяет категории тех, кто оказывает магические услуги, и их потребителей. По профессиональной оценке эксперта, большинство чародеев и ведьм – либо психически нездоровые люди, либо неудачники, не состоявшиеся в какой-то профессии, либо откровенные жулики. А их клиенты в большинстве своем либо люди с неустойчивой психикой, либо отчаявшиеся, выбравшие обращение к потустороннему миру как последний шанс. И то, и другое весьма печально.