Яндекс.Метрика
  • Игорь Федоров

Когда этикетка лжет: контрафакт на прилавках

Рынок контрафактной продукции увеличивается год от года. В первую очередь это касается алкогольной и табачной продукции. Главными пострадавшими оказываются обычные люди, приобретающие недоброкачественный товар.

Рынок контрафактной продукции увеличивается год от года. В первую очередь это касается алкогольной и табачной продукции. Главными пострадавшими оказываются обычные люди, приобретающие недоброкачественный товар.

Спектр контрафактной продукции поражает своим разнообразием – от продуктов питания до предметов обихода. От контрафакта страдают все: потребители получают сомнительный товар, бизнес теряет доходы, государство недополучает налоги и другие платежи. А "нелегалы" имеют баснословные барыши. По оценкам экономистов, только за год оборот мирового теневого рынка контрафакта достигает $360 млрд. В России эта цифра меньше, но впечатляет – около 900 млрд рублей. Этих денег могло бы хватить как минимум для строительства пары современных космодромов.

В огромных масштабах 

Заместитель генерального директора по вопросам противодействия нелегальной торговле "БАТ Россия" Максим Курганский приводит данные: 35% импортных товаров в России являются контрафактом, 20% товаров на полках магазинов – подделка. Доля самопального алкоголя – 50%. Примерно треть продаваемого топлива – контрафакт. Объемы нелегальных товаров на фармацевтическом рынке достигают 10%. В табачной отрасли этот показатель вышел на уровень 3%, или 385 млн пачек сигарет, и продолжает свой рост. Много контрафактной продукции в сфере развлечений – это фильмы, книги, музыка, программы. Даже весьма дорогостоящие аксессуары именитых мировых брендов имеют свои подделки. Так, по данным Максима Курганского, на одну сумку Louis Vuitton приходится до 10 тыс. контрафактных. Конечными потребителями становятся обычные граждане.

Где, что, сколько 

Как в любом мегаполисе, в Санкт-Петербурге продается множество различных товаров, и потому вопрос контрафакта для города весьма актуален. Назовем только несколько серьезных фактов, ставших известными благодаря работе правоохранительных органов.

На Витебском вокзале был закрыт павильон, торговавший контрафактной обувью. К слову, по числу выявленных нарушений лидируют магазины. Однако находят и сами источники. Так, в Большом морском порту Санкт-Петербург было задержано 82 т контрафактной одежды западных марок, ввозимых из Китая. Вместо промышленной продукции, как указывалось в документах, в контейнерах лежали поддельные товары под марками Armani, Lacoste, Chanel, Burberry, Nike и Adidas. В Красногвардейском районе было изъято почти 50 тыс. бутылок с контрафактным вином и коньяком. В Калининском районе полицейские на вещевом рынке изъяли 300 л поддельного моторного масла. Балтийская таможня обнаружила 200 тыс. контрафактной упаковки Gucci. Во Всеволожске была прекращена работа цеха по производству паленой водки и изъято свыше 1,5 т спирта. С наступлением зимы ежегодно Роспотребнадзор фиксирует рост незаконного производства стеклоомывающей жидкости. Только в прошлом году в России было зафиксировано около 1,2 тыс. случаев острого отравления метиловым спиртом, у большинства был летальный исход.

Такой цены не бывает 

По словам Максима Курганского, среди сигарет много не просто табачных подделок, а вообще непонятно какой продукции. К примеру, последнее время на рынке появились сигареты, о наименовании которых никто не слышал. В качестве примера он назвал марки "Кресты" и "Бутырка". Зачастую на упаковках поддельных сигарет указан производитель, которого вообще не существует, либо предприятие, прекратившее выпуск табачной продукции, или завод, на котором даже не слышали о продаваемых брендах. 

"Остается догадываться, что в эти сигареты добавляют вместо табака", – говорит эксперт. 

В стоимости одной пачки около 30 рублей составляют различные бюджетные платежи плюс производство, закупка сырья и  услуги доставки до магазина. Получается, что сигарет стоимостью менее 50 рублей в продаже вообще не может быть. При этом на рынках и в магазинах открыто продают дешевую продукцию. 

Старший директор по работе с органами государственной власти пивоваренной компании "Балтика" Ирина Федорова добавляет: только различные отчисления в стоимости одной бутылки пива составляют 21 рубль. 

"Как можно конкурировать с продукцией, которая продается по цене 30 рублей?" – задается вопросом она. 

По словам Ирины Федоровой, представители пивной отрасли раньше могли только гипотетически рассуждать о контрафакте. Сейчас на пивном рынке сложился целый сегмент такой продукции. Стоит пояснить, что под термином "контрафактная продукция" специалисты подразумевают подделки и левые марки товаров, а также товары, ввезенные в страну или реализованные в обход законодательных норм. Как говорят эксперты, если раньше приходилось бороться с подделками, то теперь российский рынок наполнен продукцией из стран Таможенного союза. Как правило, в Петербург поставляются белорусские товары. Возможно, для конечного потребителя они и безопасны, но в итоге подрывают экономику отечественного производителя, создающего рабочие места.

Закрыть