Яндекс.Метрика
  • Анастасия Яланская

Вениамин Фильштинский: "Нам театр не нужен, нам жизнь нужна!"

Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Михаил Трухин, Ксения Раппопорт – все эти актеры – выпускники театрального педагога Вениамина Фильштинского.

Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Михаил Трухин, Ксения Раппопорт – все эти актеры – выпускники театрального педагога Вениамина Фильштинского. В этом году он празднует сразу два юбилея: личный – мастеру исполнилось 80 лет, и профессиональный – 50 лет, как он окончил легендарный ЛГИТМиК (нынешний РГИСИ) по классу режиссуры.

Имена ярких и неординарных личностей, воспитанных Вениамином Фильштинским, можно перечислять долго. Каждые 4 года проводятся новые наборы абитуриентов, сменяются поколения. Но, как говорят сами прославленные "фильшты", всех их объединяет "одна группа крови" – 51-я, по названию легендарной аудитории № 51 в Институте сценических искусств. 

Как подчеркивает мастер, разницу в смене поколений студентов он не ощущает – говорит, что сам меняется вместе с ними. Педагог чувствует изменения лишь в главном: уровень знаний литературы, истории у современной молодежи, к сожалению, понижается, в чем остро выражается нехватка общей культуры. По его словам, в этом отношении общеобразовательная школа не дает полноценных знаний, а они "очень важны для артиста". 

"Не играй" 

"Вениамин Михайлович – наш "золотой запас". Все, что он делает, пропитано "золотом" его таланта, уважения к людям. Любовь к мастеру, любовь к профессии, которую он прививает студентам, приводит к тому, что его выпускники иногда вовсе не хотят расходиться, вследствие чего образовывается новый театр, такой как, например, Этюд-театр. Он ведет активную творческую деятельность и за рубежом, что является продвижением российской культуры и театра", – поделилась Наталья Пахомова, и. о. ректора Российского государственного института сценических искусств. 

Студентов каждого курса Вениамин Михайлович учит по определенным постулатам, в числе которых его знаменитое выражение Don’t act – "Не играй", именно в этом заключается его основной принцип – никакой фальши на сцене, только правда. "Нам театр не нужен, нужна жизнь" – один из его заветов. 

Выпускники Вениамина Михайловича утверждают, что в стенах этой школы из студентов готовят "театральный спецназ". Это происходит в том числе благодаря высокопрофессиональному и очень требовательному педагогическому составу – с учениками Фильштинского работают лучшие педагоги по сценической речи, танцу, ансамблевому пению и смежным дисциплинам. 

Секреты мастерства 

"Благодаря перегрузкам, которым в процессе учебы подвергаются студенты Фильштинского, из института выходят необычайно разнообразные и сильные личности. Я уверен, что так и нужно воспитывать актеров: через преодоление, великий труд и сопротивление. Но потом этим людям многое подвластно. Тот актерский багаж, который здесь приобретается, помогает преодолеть любые трудности в профессии", – сказал актер театра и кино Андрей Зибров.

Органичность, спонтанность реакции, опора на собственный жизненный и актерский опыт, возможность использования собственных психологических и физических ресурсов – эти аспекты актерского мастерства применимы как в любом типе современного театра, так и на экране. 

"Хочу пожелать всем нам, чтобы мы как можно чаще ощущали себя на пороге какого-то очередного великого открытия, чтобы это чувство как можно дольше присутствовало в нашей жизни. Внутреннее волнение, самокопание, постоянно натянутый нерв воображения – все это дала мне аудитория № 51", – передал поздравление мастеру народный артист России Константин Хабенский со съемочной площадки. 

Несмотря на плотный график, знаменитые "фильшты" всегда находят время, чтобы сказать теплые слова педагогам в День мастерской. 

Среди выпускников Вениамина Михайловича есть и театральные педагоги, в том числе целый курс магистрантов режиссеров-педагогов. Но Андрей Матюков, актер Александринского театра, окончивший мастерскую Фильштинского в 2006 г., никак не ожидал, что будет преподавать на курсе своего мастера. По его словам, Вениамин Михайлович почувствовал его "склонность к исследованию личности через театральную педагогику". 

"Я не занимаюсь актерским мастерством в широком смысле этого понятия. Мы с ребятами занимаемся наблюдениями. Прикасаемся к судьбам людей, пытаемся почувствовать зерна разных человеческих характеров. Через беседы я рассказываю ребятам о разных режиссерских эстетиках, художественных открытиях, в которых багаж школы Фильштинского может открыться по-новому. Исповедуя основы школы, базирующиеся на открытиях Станиславского, во время проведения занятий я обладаю той полнотой свободы, которая позволяет мне передавать свой опыт через заразительность, юмор, сарказм и личный пример", – поделился Андрей Матюков. Он отметил, что педагогическая деятельность для актерской профессии очень полезна. "В разумных руках общение со студентами становится камертоном правды на сцене", – добавил артист. 

Система Станиславского 

Вениамин Фильштинский сегодня – один из немногих педагогов, отстаивающих систему Константина Сергеевича Станиславского. 

Его собственная система обучения, описанная в книге "Открытая педагогика", основана на этюдном методе, который, в сущности, является некоторым переосмыслением заветов Станиславского, с учетом почти столетнего опыта русского драматического театра. 

"На  самом деле метод Станиславского – это непрерывный, бесконечный поиск живой дрожи живой материи, поиск великих секунд живой жизни живого человеческого чувства, живой человеческой мысли. Многократное повторение слова "живой" не есть стилистическое косноязычие. Это суть искусства. Обнаружение, создание, рождение новой жизни, новой реальности, более концентратной и более остро говорящей о жизни, чем сама жизнь", – писал в предисловии к книге Фильштинского "Открытая педагогика" режиссер, художественный руководитель Малого драматического театра – Театра Европы Лев Додин. 

Студенты, поступившие к Вениамину Михайловичу в  2016 г., уверены, что "материалу, который все считают устаревшим, он дает жизнь, краску и ощущения". "Не понимаю людей, которые говорят, что система Станиславского устарела, что это "нафталин". Чтобы найти, создать что-то новое, нужно сначала познать то, что есть, – классику", – поделился студент второго курса Игорь Щипакин. 

"Ты можешь!" 

Вениамин Михайлович на отборочных турах обращает внимание не только на физические данные и степень природного таланта, но и на человеческие качества абитуриента, поскольку его метод создания образа предлагает идти "от себя".

При этом в процессе обучения Фильштинский ко всем студентам находит отдельный, индивидуальный подход. "Он в каждом из нас видит только самое светлое. То, что мы прячем или боимся показать. А он это видит и позволяет этому выйти. Он говорит: "Выходи на площадку и пробуй! Сделай, я верю, ты сможешь!" Самое главное, что он нам дает, – это вера в себя", – рассказал Игорь. 

Для всех выпускников, а в особенности для студентов, Вениамин Михайлович Фильштинский является отцом, который предоставил им возможность делать первые шаги на сцене, познать профессию и настоящий актерский труд с самых азов. 

"Он дает нам актерскую этику, о которой говорил Станиславский. Например, этику отношения к профессии, отношения к роли – человеку и его судьбе, а также к произведению и тому, как заниматься репетициями и творчеством в целом", – добавил Игорь Щипакин. 

Стены аудитории № 51 действительно пропитаны невероятной энергетикой, которую неустанно подогревают студенты и их мастер. Вениамин Фильштинский не собирается останавливаться – он открыт всему новому, ведь из года в год происходит переосмысление существующего театрального опыта. Но традиции остаются неизменными. 

"В этой мастерской мы поддерживаем традиции жадности познания законов искусства, законов психотехники и безграничную любовь к профессии", – сказал Вениамин Михайлович. А самое главное и важное, по его словам, – это сохранение русского психологического драматического театра.


Закрыть