Яндекс.Метрика
  • Ирина Тищенко

Новые станции метро построят вручную

"ПД" спустился под землю, чтобы увидеть, как строится новая линия подземки – Красносельско-Калининская. Горнопроходческий щит здесь ждут в 2018 г., а пока главные инструменты метростроителей – лопаты и отбойные молотки.

"ПД" спустился под землю, чтобы увидеть, как строится новая линия подземки – Красносельско-Калининская. Горнопроходческий щит здесь ждут в 2018 г., а пока главные инструменты метростроителей – лопаты и отбойные молотки.

Самих станций еще нет, но на карте петербургского метро, которую можно увидеть в  каждом вагоне поезда, линия уже обозначена коричневым пунктиром. Весной 2022 г. (такой срок указан в  государственном контракте с "Метростроем") станции "Юго-Западная" и "Путиловская" (смежная с "Кировским заводом") должны открыться.

Но пока до этого дня, счастливого для жителей юго-западной части Петербурга, еще очень далеко.

В стадии подготовки

Будущую новую линию, "разрезанную" на строительные участки, готовят к проходке тоннеля. По словам метростроителей, щит должен спуститься под землю только в следующем году. Еще не скоро, но подготовка площадок на земле и под землей уже ведется.

Заместитель начальника одного из восьми участков (шахта № 842, расположенная на пересечении ул. Маршала Казакова и пр. Маршала Жукова) Илья Василец отметил, что именно подготовительные работы занимают очень много времени.

"Сама проходка может занять 2-3 месяца, а полгода или год вы будете просто готовиться к ней", – сказал он. Пока большая часть работ производится вручную. Человеку, далекому от технологий строительства метро, трудно представить такое, но это так. Чтобы спуститься под землю, рабочие с помощью лопат и отбойных молотков "прошли" ствол шахты глубиной почти 60 м.

Ежедневно они спускаются туда на своих двоих. Строительная площадка пока не подключена к постоянному источнику энергии и работает от дизель-генераторной установки, поэтому метростроители не могут запустить свой лифт, или клеть на профессиональном языке.

Корреспондентам "Петербургского дневника" пришлось последовать за ними по 60-метровой практически вертикальной лестнице – это была единственная возможность увидеть стройплощадку своими глазами.

Тяжелый труд

Дорога оказалась нелегкой, но она стоила потраченных усилий. К стволу шахты примыкает горизонтальная выработка, и здесь только ручная работа. Сантиметр за сантиметром одни рабочие вторгаются в породу – привычную для петербургского "Метростроя" кембрийскую глину.

А другие собирают ее в большую бадью и выдают на поверхность. Но это только звучит просто. Физический труд строго регламентирован, смена каждого рабочего длится 7 часов 12 минут. За  несколько таких смен бригады проходят вглубь максимум на 1 м, обычно – на 80 см. А наполненная глиной емкость весит около 3 т.

Поднятую на поверхность глину экскаватор аккуратно собирает и перемещает к забору, чтобы потом отвезти на свалку.

Здесь ждут щит

Облегчить жизнь рабочим сможет только горный комплекс, который параллельно сооружают на поверхности. "Это большой механизм, с помощью которого ведется строительство метро. Без него мы практически будем топтаться на месте. Он нужен для приема материалов внизу и выдачи породы наверх", – объяснил Илья Василец.

По его словам, вручную под землей построят и демонтажную камеру для горнопроходческого комплекса. "Когда начнется щитовая проходка, породы будет очень много, ее придется очень быстро выдавать наверх и увозить на свалку", – отметил метростроитель. После сборки горнопроходческий щит выйдет на трассу и под землей направится в  сторону будущей станции "Путиловская".

Ее вестибюль появится на ул. Васи Алексеева, восточнее дома № 72, лит. А, по пр. Стачек. "А навстречу по второму пути пойдет другой щит, и мы получим два однопутных тоннеля", – рассказал Илья Василец.

Чтобы грунт не упал

Если на проходку тоннелей отправится щит, то сами станции вместе с эскалаторными тоннелями будут создавать вручную. Планируется, что горнопроходческий комплекс "Аврора", построивший наклонные ходы для "Адмиралтейской" и "Обводного канала", в это время будет работать на Большом пр. В. О., где возведут станцию "Горный институт".

 Будущий вестибюль "Юго-Западной" появится через дорогу от шахты № 842. Сейчас там расположена парковка гипермаркета. И на этой стройплощадке тщательно готовятся к большой работе. "Просто так нельзя копать. Если без подготовки, то грунт просто упадет", – отметил Илья Василец.

Перспективы

В  администрации ОАО "Метрострой" добавили, что работы ведутся на всех восьми шахтах. В действующем госконтракте прописан короткий участок из "Юго-Западной и "Путиловской". Но целиком коричневая линия состоит из шести станций – в перспективе, пока далекой, к двум станциям первой очереди добавятся "Броневая", "Заставская" (смежная с "Московскими воротами"), "Боровая" и "Каретная" (смежная с "Обводным каналом").

Но, по данным "ПД", эти станции пока не строятся. Причин тому может быть несколько – от сложной процедуры изъятия территорий под строительство до нехватки средств на проведение работ. На сегодняшний день общая готовность нового направления на карте петербургского метро оценивается в 3%.

Конфликт с жителями

Как ранее сообщал "ПД", несколько лет назад "Путиловская", существовавшая только на бумаге, стала причиной конфликта между метростроителями и жителями Кировского района. Петербуржцев расстроили вырубленные у ДК им. И.И. Газа деревья ради вентиляционной шахты, необходимой для строительства метро. Впрочем, тогда логичнее было говорить о конфликте интересов горожан.

Одни хотели сквер у дворца культуры, а другие – метрополитен в пешей доступности. До сих пор транспортная ситуация на юго-западе города считается одной из самых сложных. Стоит пояснить: две новые станции кардинально ее не улучшат, а испытают на прочность станции красной линии метро – "Кировский завод", "Ленинский проспект", "Автово", которые уже сейчас считаются самыми загруженными на этом направлении.

Но жителям юго-запада, безусловно, станет немного легче.

Кому не нравится шум

Отметим, что случай с "Путиловской" не единственный, когда "Метрострой" вступал в конфликт с жителями ближайших к стройке домов. Так, одна из стройплощадок "Беговой" расположилась очень близко к многоэтажке, жильцы которой заявили, что шум от строительства метрополитена им мешает.

Похожая ситуация возникла при работах на "Горном институте", когда обитатели одного из элитных жилых домов пожаловались на аналогичный шум.

По данным "Петербургского дневника", сложные ситуации разрешились миром.

Подземные планы

Сейчас "Метрострой" параллельно ведет строительство новых станций на четырех направлениях петербургской подземки. В 2018 г. в Северной столице должны открыться "Новокрестовская", "Беговая", "Проспект Славы", "Дунайская" и "Шушары".

На конец 2019 г. запланировано открытие двух станций Лахтинско-Правобережной линии – "Театральной" и "Горного института". Красносельско-Калининская линия – последняя в этом списке.

40 млрд рублей – примерно в такую сумму обойдется городскому бюджету строительство двух станций Красносельско-Калининской линии петербургского метро.

Полностью построенная Красносельско-Калининская линия должна связать юго-западные и северо-восточные районы Петербурга. "Метрострой" получил подряд на строительство ее первого этапа в конце 2015 г. 

Сейчас администрация Красносельского района сообщает, что жителей домов, прилегающих к строительным площадкам, защитят от шума с помощью новых стеклопакетов.