twitter Created with Sketch. vk Created with Sketch. facebook Created with Sketch. Light Created with Sketch. exclusive Created with Sketch. right-arrow copy Created with Sketch. Shape Created with Sketch. Rectangle Created with Sketch. Artboard Created with Sketch. full Created with Sketch. 733614 copy Created with Sketch. 118731 Created with Sketch. accept-circular-button-outline Created with Sketch. fail Created with Sketch. Shape Created with Sketch.

Статья

Может ли театр прокормить себя?

Среди этих "наивных" – и наши законотворцы, в последнее "рыночное" десятилетие практически приравнявшие театр к бане: содержи себя, зарабатывай "помывками", окупайся, входи, дорогой, в рынок, в наш дикий капитализм, милости просим! Почему-то приводят в пример Европу и США, внушая незнающим людям, что бывает театр, который может кормить себя сам.

Не бывает! Ни драматический театр, ни детский, а особенно музыкальный не выживает в системе самоокупаемости!

Из всех видов театра в мире приносит прибыль только Бродвей с его индустрией мюзикла, существующей в Нью-Йорке, между 42-й и 46-й стрит. Это только одна такая точка на земном шаре. Больше нет. И это в богатейшей стране. И это определенный вид театра, где годами, изо дня в день, артисты из поколения в поколение играют одно и то же.

Кроме того, сперва в бродвейский мюзикл вкачиваются миллионы, а уж потом в течение многих лет "отбиваются". Нашим "Бродвеем" мог стать мюзикл "Норд-Ост", заделанный по такой схеме. Если бы не трагедия, произошедшая 15 лет назад в Театральном центре на Дубровке, через год он окупил бы затраты, через 2 стал бы приносить прибыль. Но судьба распорядилась иначе, и это тоже некий знак: в нашей стране Бродвей невозможен…

Нет и единой театральной западной системы! Есть немецкий, французский, американский варианты – и везде все устроено по-разному: где-то доля государственного участия больше, где-то меньше.

Лично мне очень нравится эстонская модель, принятая в 1990-е гг. Большой процент (могу ошибиться, но, кажется, 10%) от продажи табака и алкоголя идет в фонд "Культур-капитал". А фонд кормит культуру. "Чем больше мы пьем, тем больше процветает наше искусство", – шутят эстонцы. Таким образом государство стимулирует театр страны, где каждый (!) житель, по статистике, раз в год бывает в театре. Такая страна тоже только одна – чтобы каждый и раз в год.

И почему мы не Эстония? Представляете, как бы расцвело наше искусство, прими Россия аналогичный закон?..

Все рассказы про самоокупаемый американский театр – тоже чистый вымысел. Точно так же собственные доходы театров составляют там 30-35%, а в самых крупных театрах – 40%. Остаток покрывают частные пожертвования: государство не собирает налоги с этих частных спонсоров, и, выходит, это государственная политика. А у нас десятилетиями не принят закон о театре…

В России – огромная сеть государственных театров. Они, увы, законодательно приравнены к сфере обслуживания, они нищают, и уже сколько раз деятелям театра приходилось отбивать законотворческие атаки и доказывать: мы – искусство, а не баня. И вспоминать слова академика Д. С. Лихачева: "Существование отдельных государств и целых народов вне культуры – совершенно бессмысленно".

Добавим: вне театра – тоже.

  • Текст
  • Марина Дмитревская