twitter Created with Sketch. vk Created with Sketch. facebook Created with Sketch. Light Created with Sketch. exclusive Created with Sketch. right-arrow copy Created with Sketch. Shape Created with Sketch. Rectangle Created with Sketch. Artboard Created with Sketch. full Created with Sketch. 733614 copy Created with Sketch. 118731 Created with Sketch. accept-circular-button-outline Created with Sketch. fail Created with Sketch. Shape Created with Sketch.

Статья

Как «Надежду» разбирали по частям

До открытия новых станций Невско-Василеостровской линии осталось примерно полгода. «ПД» спустился глубоко под  землю и узнал, что  осталось от щита «Надежда», построившего тоннель. 

На глубине 65 метров очень тепло. Идти по тоннелю непросто, под  ногами субстанция, очень похожая на  глину, а  вокруг  – деревянные лестницы и мостики для рабочих. 

Но петербургским метростроителям здесь хорошо, гораздо привычнее, чем на глубине 25 м. Там они встречали только воду и огромные камни.

Десять остановок в пути 

По словам руководителя монтажного участка управления механизации филиала ОАО «Метрострой» Евгения Чуева, за время проходки тоннеля щит приходилось останавливать. 

«Самый большой булыжник – продолговатый, длиной метр. По пути щит останавливали 10 раз, это были технологические остановки, что  нормально для такой сложной геологии. Это было необходимо для того, чтобы не привести машину в аварийное состояние», – рассказал Евгений Чуев. 

Ситуация значительно улучшилась, когда «Надежда» преодолела этот каменистый участок и ушла на глубину 40 м от  поверхности земли. 

«Тогда и скорости добились хорошей, ставили в сутки по 10 колес (проходили примерно по  20 м.  – Ред.). «Надежа» стала более послушной, она стала чувствовать себя намного лучше, чем в плывунах. И мы ее чувствовали», – поделился Евгений Чуев. 

Демонтаж и тоннель 

Сейчас горнопроходческий комплекс находится в демонтажной камере. Его разбирают на части, чтобы перевести туда, где в декабре 2015 г. начиналась проходка тоннеля, на стройплощадку на Туристской ул. В перспективе «Надежда» должна уйти под землей в глубь Приморского района. 

«Большая часть щита демонтирована. Уже снят режущий орган и главный редуктор, который его вращал», – пояснил Евгений Чуев. На момент подготовки этого материала специалистам оставалось поднять на  поверхность основную деталь комплекса весом 130 т. Ее собирались вывозить по тоннелю, ведущему к «Новокрестовской». 

«Это самый тяжелый момент демонтажа щита», – рассказал Евгений Чуев. После того как комплекс вывезут, демонтажная камера станет частью тоннеля, ведущего к действующей станции метро «Приморская». Здесь уложат путевой бетон и рельсы. Но не только. 

В ближайшее время на месте демонтажной камеры появится своего рода развилка, где один двухпутный тоннель разделится на два однопутных, ведущих к «Приморской». 

«Живая» проходка 

У каждого сотрудника рабочий день под землей длится 7 часов и ни минутой дольше. Тем не менее проходка велась круглосуточно. 

«Ее остановить нельзя, это живой организм, который постоянно двигается во  времени и пространстве»,  – отметил сменный механик монтажного участка Андрей Муравьев. По его словам, под землей были очень сложные условия.

«Я работал в шахте 16 лет, мне казалось, что видел все, но здесь оказалась своя специфика», – добавил механик. И  сейчас во время разборки щита дел крайне много. 

«Работа совсем разная, от строительной до слесарной, когда приходится заниматься с металлом, детали подгонять, сваривать, резать, много грузоподъемных работ», – рассказал Андрей Муравьев. Готовность новых станций Невско-Василеостровской линии петербургского метро оценивается в 63 %.

  • Текст
  • Ирина Тищенко