twitter Created with Sketch. vk Created with Sketch. facebook Created with Sketch. Light Created with Sketch. exclusive Created with Sketch. right-arrow copy Created with Sketch. Shape Created with Sketch. Rectangle Created with Sketch. Artboard Created with Sketch. full Created with Sketch. 733614 copy Created with Sketch. 118731 Created with Sketch. accept-circular-button-outline Created with Sketch. fail Created with Sketch. Shape Created with Sketch.

Статья

«Ленин в Октябре»: как создавали образ вождя революции

Восемьдесят лет исполняется в этом месяце снятому в 1937 г. легендарному фильму, который стал основой для мифов о революции. К 20-летнему юбилею «Великого Октября» был объявлен конкурс на создание кинокартины о Ленине.

Конкурс курировал лично Сталин, а в комиссию вошли ведущие кинематографисты страны. 

До этого единственной лентой, где воссоздали образ Ленина на экране, был снятый в Петрограде знаменитый фильм «Октябрь» Сергея Эйзенштейна. Вождя сыграл не актер, а очень похожий на Ленина механик буксира Василий Никандров. Но этот фильм был немой, а в эпоху звукового кино необходимо было новое экранное воплощение вождя мирового пролетариата. 

Однако тема была рискованная: на дворе стоял 1937 г., когда за каждую «идеологическую ошибку» – вольную или невольную  – можно было поплатиться головой. Сценарий к фильму написал Алексей Каплер, и поначалу фильм назывался «Восстание». Режиссером назначили молодого Михаила Ромма, до того известного по фильмам «Пышка» и  «Тринадцать». «Пышка», как говорили, понравилась Сталину. 

Мифы и реальность

На роль Ленина пробовались многие, но утвердили Бориса Щукина. Его кандидатуру предложил Максим Горький, который был поклонником театральных работ Щукина. Эта роль стала знаковой в творческой в биографии актера. В  образ вождя он вживался с помощью кинохроники. Его Ленин картавил, активно жестикулировал, держал руки в карманах жилетки. В фильме вождь спал на  полу, укрывшись чужим плащом, уступив кровать беременной женщине. Это стало основой мифа ленинианы о «самом человечном человеке». 

Однако авторы фильма даже не знали, как выглядел Ленин в дни вооруженного переворота в  Петрограде. В фильме Ильич появляется на экране с бородкой. В действительности  же вождь, скрывавшийся от властей, был в  октябре без бороды и именно в таком виде выступал перед съездом Советов. 

В  фильме Ромма Ленин был создан в рамках принятого тогда в советском кинематографе образа ученого – гения, но без «практической жилки». Ленин был автором «идеи» восстания, однако захват власти осуществляли в фильме другие – Сталин, Свердлов, Дзержинский. А поскольку ни Свердлова, ни Дзержинского уже не было в живых к моменту создания картины, все лавры «организатора» доставались Сталину. 

В фильме, конечно, не было Троцкого, который с сентября 1917 г. возглавлял Петроградский Совет и руководил всей подготовкой к захвату власти большевиками. Кстати, в  1918  г. в  своей статье в «Правде» на это указал сам Сталин: «Умелой постановкой работы Военно-революционного комитета и привлечением Петроградского гарнизона на сторону революции мы обязаны прежде всего и главным образом товарищу Троцкому». 

В жизни Ленин был совсем другим. Юрист по образованию, он ни  одного дня в жизни до захвата власти в России не работал. Долго жил за границей, России и ее народа не знал. За годы его правления могучая страна, по темпам развития опережавшая США, была разорена, промышленность разрушена, огромные территории утрачены, люди голодали, судебная система была заменена на ЧК – систему внесудебных расстрелов. Однако нельзя отрицать, что именно Ленин создал невиданное в истории государство, где была уничтожена частная собственность, что он изменил ход мировой истории. И  при  этом был скромен в  быту, обладал невероятной трудоспособностью, железной волей, умел убеждать, а провозглашенные им идеи оказались заразительными для других стран. А многие социальные блага, которые получили трудящиеся на Западе, были продиктованы паническим страхом капиталистов перед «советским экспериментом». 

В рекордные сроки

Фильм «Ленин в Октябре» был снят в рекордно короткие сроки – съемки начались 17  августа 1937  г., а  монтаж закончился буквально к  самой премьере, то  есть менее чем за 3 месяца. Но снимали не  на  берегах Невы, а в Москве – революционный Петроград построили в павильонах «Мосфильма». Там же сняли и  штурм Зимнего дворца, который потребовал включить в картину Сталин уже после того, как она была снята. В ход пошел старый реквизит киностудии: люстры, двери, колонны, гипсовые копии скульптур из музея. 

Сцена штурма Зимнего стала потом канонической, ее показывали как кинохронику. Хотя штурма в том виде, как это показано в фильме, на  самом деле не  было  – матросы не лезли на решетку и не швыряли гранаты. Революционеры во главе с Антоновым-Овсеенко фактически без помех вошли в Зимний дворец не через главный, а через боковой вход и арестовали растерявшееся Временное правительство. В самом дворце, кстати, в то время был устроен военный госпиталь. Многие другие сцены в  этом фильме  – тоже плод фантазии сценариста и режиссера. Вот, к примеру, сцена в квартире рабочего Василия, где ночует Ильич. Жена Василия читает письмо из  деревни. Родственница интересуется: брать ли у помещиков скот. Ленин советует брать, а помещиков гнать. 

«Хотели гнать, – читает в  письме крестьянка,  – а потом мы их всех поубивали». «Ну что же, очень толковое письмо», – добродушно усмехается Ленин и засыпает. 

Посыл ясен: вождь одобряет убийства. А в 1937 г. это как нельзя кстати. Что и учли Каплер с Роммом, которые таким образом старались угодить Сталину, и не промахнулись. 

Успешная премьера

Шестого ноября 1937  г. состоялся закрытый показ для Сталина, который одобрил фильм. Седьмого ноября на торжественном заседании по случаю годовщины революции в  Большом театре в Москве с огромным успехом состоялась официальная премьера. 

Вскоре с не меньшим успехом прошел прокат 900 копиями по всей стране. Фильму была присуждена Сталинская премия первой степени. Хвалебные рецензии появились даже за границей. 

В печати фильм, разумеется, тоже хвалили, но некоторые коллеги режиссера отзывались о картине язвительно. Как писал сам Михаил Ромм, «злее всех и, как всегда, ярче всех по этому поводу высказался Довженко. Он сказал так: «Эта картина напоминает мне концерт, в котором спела отличная певица, а раскланиваться вышел ее муж, зубной врач». Певица – это Щукин, зубной врач – это, естественно, я». 

Три версии картины

В советские времена «Ленин в Октябре» стал одной из наиболее известных советских картин – ее регулярно транслировали по  телевидению в  красные дни календаря. На нем выросло не одно поколение зрителей и профессионалов кино. Однако после смерти Сталина в картину вносились исправления. 

Так, в 1956 г., после доклада Хрущева о культе личности, выходит перемонтированная версия фильма. Ромм изъял из него сцены, в которых Сталин был одним из главных действующих лиц. В 1963 г. при  восстановлении уже сокращенной версии в фильм снова были внесены исправления: путем различных технических ухищрений Сталин был удален из фильма полностью – его перекрывали то доснятыми перед экраном персонажами, то настольной лампой. Например, в одной из  сцен Ленин поручает Василию: «Бегите к Сталину и  Свердлову»,  – а  в  версии 1963 г. Ленин говорит: «Бегите к Бубнову и Свердлову». Именно сокращенная версия, вышедшая в 1964 г., показывалась вплоть до конца 1980-х гг. по телевидению. 

Когда он вернулся?

В титрах картины говорится, что Ленин вернулся в Петроград из Финляндии, где он скрывался, в октябре. Однако споры о том, в какой именно день вождь на самом деле вернулся в Петроград из финляндского подполья, продолжаются до сих пор. 

Эйно Рахья, телохранитель и  связной Ленина, а также Александр Шотман, связной ЦК, утверждали, что Ленин вернулся в Петроград еще в конце сентября, без разрешения ЦК. Сталин об этом узнал случайно и был страшно раздосадован. 

Но с 1924 г. известна и другая точка зрения: Ленин приехал 7 октября по старому стилю. Это утверждали хозяин конспиративной квартиры в Выборге Юхо Латукка и  машинист паровоза, на котором Ленин пересекал границу, Гуго Ялава. Последняя дата устраивала Сталина больше, тем более что и сам он «вспомнил», что встречался с Лениным сразу же после его возвращения в Петроград и было это 8 октября 1917 г. «Седьмого октября Ленин нелегально приехал из Финляндии в Петроград. Десятого октября 1917 г. состоялось историческое заседание ЦК партии, на котором было решено в  ближайшие дни начать вооруженное восстание», – говорилось в кратком курсе «История ВКП(б)». Эта первая официальная версия родилась еще в 1935 г. 

Но в 1973 г. вышел в свет четвертый том биографической хроники «Владимир Ильич Ленин». Его составители определили время возвращения Ленина в Петроград из Финляндии временем «между 3 и 10 октября 1917 г.». При этом сделано следующее примечание: «О дате приезда Ленина в источниках и литературе имеются противоречивые сведения». 

В Институте марксизма-ленинизма при ЦК КПСС в ноябре 1960 г. прошло специальное совещание по этому вопросу с участием историков Москвы, Ленинграда и старых большевиков. В ноябре 1962 г. дата приезда Ленина обсуждалась в Ленинграде на Всесоюзной научной конференции, посвященной 45-летию Октябрьского вооруженного восстания. Разные точки зрения существуют и в настоящее время. 

Ленин тщательно скрывал свои передвижения. По сведениям заместителя директора Института российской истории доктора исторических наук Владимира Лаврова, согласно рассекреченному донесению французской разведки, Ленин, который вернулся в Россию в апреле, в августе 1917 г. приезжал в Берлин и встречался с германским канцлером, затем посетил Женеву, где проходила встреча банкиров обеих воюющих сторон: Германии, Австро-Венгрии, Великобритании и Франции, но без России. Но если это так, то как же быть с канонической историей о том, что в это время вождь, прятавшийся от ищеек Временного правительства, жил в шалаше в Разливе? 

Другие историки сообщение об этой поездке Ленина в Берлин и Женеву в августе 1917 г. категорически опровергают. 

Но вспомним, что совсем недавно мы были уверены, что  Ленин жил в  Разливе один. А  потом оказалось, что он скрывался там вместе с Зиновьевым. Как знать, какие еще тайны скрываются за  каноническим образом вождя?

  • Текст
  • Владимир Малышев