twitter Created with Sketch. vk Created with Sketch. facebook Created with Sketch. Light Created with Sketch. exclusive Created with Sketch. right-arrow copy Created with Sketch. Shape Created with Sketch. Rectangle Created with Sketch. Artboard Created with Sketch. full Created with Sketch. 733614 copy Created with Sketch. 118731 Created with Sketch. accept-circular-button-outline Created with Sketch. fail Created with Sketch. Shape Created with Sketch.

Статья

Зачем детям роботы и как воспитать инженера

В последние годы в СПб активно развиваются секции робототехники для детей. Почему это происходит и какую пользу принесет ребенку умение делать роботов из Lego, рассказывает руководитель детской лаборатории «МИР интер­активного развития», сотрудник университета ИТМО Виктор Медведев.

Слово «робот» придумал в 1920 г. чешский писатель Карел Чапек.

В его пьесе «Р. У. Р.» хозяин завода налаживает выпуск множества андроидов, которые сначала работают без отдыха, но потом восстают и губят своих создателей. Двадцать лет спустя писатель-фантаст Айзек Азимов впервые использовал слово «роботика» (или «робототехника»). Сейчас, в XXI в., когда сбылись самые смелые идеи фантастов прошлого, мир без роботов сложно представить. Можно сказать, что будущее уже наступило.

Комплекс знаний и навыков

Технологический прогресс сейчас двигается, как никогда ранее, говорит Виктор Медведев. Как следствие – нехватка ИТ-специалистов и инженеров. Если к этому прибавить то, что после распада СССР резко уменьшилось число технических кружков в школах и немногие педагоги умеют пользоваться конструкторами для робототехники, станет понятно, почему именно сейчас активно открываются клубы по робототехнике за пределами школ.

Робототехника – это объединение технических наук, таких как математика, физика, информатика, а также нескольких видов деятельности: конструирования, моделирования, проектирования, перечисляет преподаватель. На одном занятии охватить все невозможно, поэтому занятия совершенно разные.

Сначала дети будут готовить чертежи, моделировать, делать расчеты, разрабатывать техническое задание, программировать, на другом занятии – работать с инструментом, заниматься сборкой и пайкой, на третьем – выступать с презентацией, снимать видеоролик, участвовать в соревновании, ставить эксперимент.

На таких занятиях не просто учатся делать роботов, а развивают логику, систематическое и пространственное мышление, навыки работы с компьютером. Робототехника требует внимательности, усидчивости, учит исправлять ошибки и в целом быть настойчивым в достижении цели.

Как разглядеть изобретателя?

В обычной жизни робототехника начинается еще до кружков и секций, говорит Виктор Медведев. «Приобретая любой механический конструктор, будь то деревянные кубики или Lego, вы уже незаметно для себя готовите ребенка к робототехнике», – поясняет он.

Осознанная сборка конструкций, умение играть и разговаривать – необходимые навыки для начала изучения робототехники. Поэтому дети могут заниматься робототехникой с 4 лет в группах вместе с родителями. С 5 лет дети уже самостоятельно занимаются в группе с преподавателем.

Понять, стоит ли вести ребенка на секцию робототехники, несложно, считает преподаватель.

«Если ребенок любит все разбирать, заниматься конструктором, часто задает вопросы «Почему – то? Почему – это?», робототехника будет ему интересна. Для более старших детей, увлекающихся робототехникой, характерна любовь к математике, физике, информатике, черчению, технике, компьютерным играм», – перечисляет Виктор Медведев.

Чаще всего на такие занятия приводят мальчиков, но преподаватели убеждены: пол ребенка здесь не главное. «Девочки занимаются не хуже мальчиков. Могу даже отметить, что девочки чаще доводят дело до конца, они аккуратнее, внимательнее, и, я полагаю, поэтому программирование им дается легче», – говорит специалист.

Взгляд в будущее

Самые распространенные конструкторы по робототехнике – это Lego, «Роботрек», «Амперка», «ТРИК», Scratchduino. Проекты на начальных этапах обучения, а также в младших группах – это безопасные модели, которые сложно назвать полезными в быту, признает Виктор Медведев.

Продвинутые робототехники уже могут собирать мелкую бытовую электронику, а также мобильных роботов. На конкурсах робототехников можно увидеть настольный фонарь, часы, простой мобильник, шуруповерт, миксеры, сигнализацию, метеостанцию, робота для полива цветов и даже 3D-принтер со станком для резки. Дети также умеют делать роботов-уборщиков и пылесосы. Часто проекты робототехников затрагивают глобальные проблемы, например, связанные с экологией, транспортом.

Но даже если ваш десятилетний сын еще не создал робота, который поливает грядки на даче, это не повод разочаровываться в выбранном пути. На занятиях робототехникой ребенок получает навыки, которые пригодятся ему, когда придет время выбирать профессию.

Таким детям будет легче даваться обучение на инженера-конструктора, технолога по направлениям машиностроения, приборостроения, оператора ЧПУ-станка, специалиста по автоматизации, роботизации заводов, проектного менеджера, программиста встраиваемых систем, уточняет Виктор Медведев. И, конечно же, сегодняшние дети-робототехники могут стать учеными, изобретателями, предпринимателями.

Робототехника для детей – это увлекательная игра, которая готовит их к решению более серьезных задач. Умение логически мыслить, программировать, конструировать – навыки, которые будут цениться на рынке труда еще много лет.

24 часа

в сутки может работать медицинский робот. Еще в 1985 г. робот был использован для позиционирования хирургической иглы при выполнении биопсии головного мозга, проводившейся под управлением компьютера. В 1992 г. разработанный в Имперском колледже Лондона робот впервые выполнил операцию на предстательной железе, положив начало практической роботизированной хирургии.

XIX век – время изобретения прадеда робота. Русский инженер Пафнутий Чебышев придумал механизм «стопоход», обладавший высокой проходимостью.

  • Текст
  • Ольга Лошкарева
  • журналист Upstudy.ru