Время умельцев в Петербурге
социолог:
Несмотря на оптимистичный тон официальных оценок социального самочувствия горожан, последние опросы говорят, что объективно жизнь пока не стала легче.
Реальные показатели уровня жизни, мягко говоря, не растут, люди сетуют на снижение доходов и рост уровня задолженности по зарплатам. Есть проблемы у пенсионеров, цены лезут вверх, и в числе самых горячих проблем остается поиск путей выживания в стесненных финансовых обстоятельствах, попытки сделать существование более комфортным хотя бы психологически. И характер этого поиска, отраженный в опросах, заставляет вспомнить пословицу о том, что новое – это хорошо забытое старое.
Если в тучные годы с появлением новых товаров по доступной цене в нас стали бурно развиваться потребительские привычки, то сейчас, когда время вновь заставляет затянуть пояса, в людях проснулись навыки, характерные для эпохи тотального дефицита. На вопрос "Что вы делаете, чтобы оптимизировать расходы?" наряду с ответами типа "слежу за скидками в магазинах" на первый план выходят методы самопомощи по системе "сделай сам".
Как в 1970‑1980‑е гг., когда с промтоварами в стране была напряженка, сегодня вспомнили былые навыки мастерицы кройки и шитья, а особенно вязальщицы. Не секрет, что в те приснопамятные годы они не только свою семью "обвязывали" с ног до головы, но и ставили бизнес на поток: покупали вязальные машины и работали на заказ. И если раньше трудно было купить не только нитки и материал, но и журнал с выкройками и образцами вязки, то нынешним рукодельницам есть где развернуться. Поездив по заграницам, они в курсе, как дорого стоит в Европе качественный хендмейд, и сегодня у них появился стимул, чтобы застолбить свой участок на этом Клондайке.
По нашим данным, особенно активно вовлечены в этот старый-новый тренд пожилые женщины с высшим образованием, которые в силу возраста особенно пострадали от веерных сокращений персонала, вызванных кризисом. Теперь они создают в Сети группы по интересам, обмениваясь секретами мастерства и обсуждая необходимость создания магазинов для реализации своих изделий. Кто‑то, порывшись в шкафу, продает модный ныне советский винтаж – детские игрушки и аксессуары 1950‑1960‑х. А есть и бабушки-геймеры, которые научились зарабатывать в Интернете.