Кто ты, человек культуры?
социолог:
Конструируя образ типичного петербуржца, участники соцопросов на одно из первых мест ставят качество «культурный». Что же мы вкладываем сегодня в это понятие?
Такой показатель, как приобщенность к культуре, петербургские социологи исследуют давно. Одним из важных признаков культурного человека считается навык посещения культурных мероприятий – драматических и музыкальных спектаклей, концертов музыки академических и популярных жанров, музеев, выставок и кино.
На основе собранных с 1991 г. данных была создана шкала приобщенности к культуре, которая показала, что в последние годы снижается число людей с нулевым индексом. Сегодня их доля составляет 41% (в 2005 г. – более 60%). Этот показатель трудно считать победным, но позитивная динамика налицо.
С другой стороны, растет число горожан с высоким уровнем приобщенности к культуре (они посещают культурные мероприятия более 2 раз в год): в 1991 г. таких насчитывалось 10%, а сейчас – 18%.
Рост позитивных показателей начался в 2011 г. При этом число посетителей драматических театров остается относительно стабильным, а вот любителей музыкального театра и концертов популярной музыки стало заметно больше, не говоря уже о поклонниках кино. Но самый высокий рост дает уровень посещения музеев и выставок. Тут сыграли свою роль новая политика открытости и поиск новых форм привлечения публики, которые демонстрируют в последнее время многие учреждения культуры города. Так, лидерами по числу посетителей в Ночь музеев стали Ботанический сад, Артиллерийский музей, Зоопарк, театр «Балтийский дом», Музей Арктики и Антарктики, лофт-проект «Этажи», которые привлекли горожан множеством неординарных акций. Драматические театры также научились будить интерес зрителей интерактивными формами общения с публикой. Особенно живо реагируют на них молодые петербуржцы. Поэтому, несмотря на некоторое снижение уровня доходов граждан в связи с кризисом и относительную дороговизну билетов, петербуржцы продолжают активно посещать учреждения культуры.
Социологи отмечают также рост интереса к живому общению в культурной среде в рядах молодежи, которая устала от сидения в Интернете и охотно выходит в офлайн.