twitter Created with Sketch. vk Created with Sketch. facebook Created with Sketch. Light Created with Sketch. exclusive Created with Sketch. right-arrow copy Created with Sketch. Shape Created with Sketch. full Created with Sketch. 733614 copy Created with Sketch. 118731 Created with Sketch.

Статья

Руководитель ГСУ СК РФ по СПб Александр Клаус: мы стали работать намного эффективнее

Десять лет назад в России был создан Следственный комитет. Де-юре он еще не был самостоятельным органом, организационно входя в состав прокуратуры РФ, но де-факто функции предварительного следствия и прокурорского надзора 7 сентября 2007 г. разделились. О том, как происходило становление нового правоохранительного органа в нашем городе, и результатах работы "ПД" рассказал руководитель ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу генерал-лейтенант юстиции Александр Клаус.

"Петербургский дневник": Поправки в федеральный закон "О прокуратуре РФ", предусматривавшие создание Следственного комитета, при обсуждении в Госдуме вызвали немало критики. Одним из спорных моментов стал срок вступления закона в силу, 90 суток с момента опубликования, который многие считали недостаточным. Как шла в таких условиях подготовка к созданию нового правоохранительного органа на местах?

Александр Клаус: Весной 2007 г. на базе Генеральной прокуратуры РФ и в регионах были созданы рабочие группы по подготовке внутренних нормативных документов: закон устанавливал лишь общие принципы функционирования нового органа, а всю конкретику пришлось создавать на местах.

В Санкт-Петербурге в рабочую группу, которую возглавил заместитель прокурора города Андрей Лавренко, вошли около десятка сотрудников, включая меня. Незадолго до этого я был назначен прокурором Выборгского района, но поскольку многие годы являлся кадровым следователем, а позже возглавлял отдел криминалистики, для меня вопрос выбора не стоял. Только Следственный комитет!

Создание нового следственного аппарата – это не только новые названия подразделений и иная штатная численность, но и зачастую новый функционал. Формировалась собственная дежурная часть, вводились должности помощников по вопросам собственной безопасности и многое-многое другое.

Все это членам рабочей группы и пришлось регламентировать, прописывать функциональные обязанности, заниматься подбором кандидатов с тем, чтобы к 7 сентября 2007 г. все принятые на должность сотрудники четко понимали, где они работают, как, что должны выполнять и в каком объеме.

"Петербургский дневник": Но это же требует едва ли не круглосуточной работы!

Александр Клаус: Порой так и происходило. С конца августа мы засиживались в своих кабинетах сутками, готовя самый трудоемкий документ – организационно-штатное расписание.

В зависимости от криминогенной обстановки в каждом районе нужно было определить необходимое количество руководителей районных отделов, пропорциональное возможной нагрузке число следователей, оценить, нужны ли дополнительные помощники и сколько. Был проделан большой аналитический труд, чтобы к моменту вступления закона в силу весь Санкт-Петербург организационно и штатно был перекрыт, и, на мой взгляд, нам это удалось.

Параллельно проводилась инвентаризация всех уголовных дел, находящихся в производстве и в архивах прокуратуры, материалов проверок, жалоб, обращений граждан. В свое производство мы забрали около 8 тыс. нераскрытых начиная с 1970‑х гг. уголовных дел, из которых около половины – тяжкие и особо тяжкие составы.

"Петербургский дневник": С какими проблемами на первых порах пришлось столкнуться?

Александр Клаус: Главной стал кадровый недобор. Из первоначальной штатной численности в наличии было менее половины. С одной стороны, не все имевшие отношение к следствию сотрудники прокуратуры решили перейти в новый орган. С другой, не все желающие были в него приняты. Да и штаты нам дали больше прежнего. В итоге 7 сентября 2007 г. сложилась достаточно сложная ситуация, когда в ряде районных подразделений количество следователей оказалось в 3‑4 раза ниже предусмотренного по штату. На суточные дежурства людям приходилось заступать порой через день.

"Петербургский дневник": В целом какие изменения произошли в работе за прошедшее десятилетие?

Александр Клаус: Изменилось многое. Неизменной осталась лишь наша задача – раскрывать преступления. Только делать это мы стали, на мой взгляд, лучше. В немалой степени за счет повышения персональной ответственности за результаты работы. Объем ее и до создания Следственного комитета был большим, но с 2007 г. наша подследственность постепенно увеличивается.

Значительно выросло число расследованных сложных дел, к которым ранее мы порой не знали как и подступиться. Например, на качественно иной уровень поставлены вопросы раскрытия убийств.

Еще 10‑15 лет в Петербурге совершалось около 1 тыс. таких преступлений. По итогам 2016 г. – 212. Это не просто цифры. Объективно обстановка в городе стала гораздо спокойнее.

"Петербургский дневник": За счет чего, на ваш взгляд, Петербург снял с себя позорный ярлык криминальной столицы?

Александр Клаус: Безусловно, есть объективные причины снижения преступности: рост экономики, социальной защищенности, общая стабилизация жизни.

Больше внимания уделяется вопросам воспитания подрастающего поколения, профилактике. Но и правоохранительные органы стали работать намного эффективнее.

Нами сейчас, например, раскрывается две трети заказных убийств, что в 1990‑е гг. исчислялось практически единичными случаями, большое количество дел о безвестном исчезновении, половых серий, которые прежде порой и вовсе не выявлялись. На качественно ином уровне расследуются коррупционные преступления.

Все это не могло бы быть достигнуто без надлежащей организации работы и созданной многоступенчатой системы контроля, которая запускается с момента получения сводок о происшествиях.

Эффективная работа невозможна без надлежащего материально-технического обеспечения. Немудрено, что в 90‑е гг. было такое количество "глухарей" – ведь работали сотрудники правоохранительных органов, что называется, на голом энтузиазме…

Да, "старики" хорошо помнят, как в лихие девяностые нам порой самим приходилось покупать бумагу, авторучки. Машин не было, а если и были, то бензин отсутствовал. Организация проверки показаний на месте превращалась в целую "войсковую операцию": нужно было найти микроавтобус, горючее, видеокамеру, со всеми договориться.

Теперь же у нас в управлении криминалистики есть передвижные криминалистические лаборатории, благодаря которым можно хоть в чистом поле работать. Мы снабжены криминалистической техникой, какую еще недавно лишь в кино видели! Большинство следственных отделов переехало на новые площади. Здесь нам огромную помощь оказывает правительство Санкт-Петербурга.

В бизнесе существует понятие рентабельности. Так, в 2016 г. мы возместили государству ущерб, причиненный преступлениями, на 2,8 млрд рублей. Я уже не говорю о пользе государству и обществу от раскрытых убийств или бандитизма, которую никакими деньгами не измерить. Полагаю, Следственный комитет окупает себя многократно, и государство совершенно резонно вкладывает силы и средства в развитие следственных органов.

Впервые идея создания следственного ведомства, организационно и функционально независимого от иных органов государственной власти, была реализована Петром I в ходе судебной реформы. В 1713 г. были учреждены первые специализированные следственные органы России – "майорские" следственные канцелярии, подчинявшиеся непосредственно Петру I. После его смерти независимые следственные органы упразднили и надолго забыли об идее вневедомственной модели организации следствия. Попытки ее возродить предпринимались несколько раз. Окончательное восстановление петровской вневедомственной модели организации следствия произошло 15 января 2011 г. с вступлением в силу закона "О Следственном комитете Российской Федерации".

92,6% составила раскрываемость в Петербурге преступлений, относящихся к подследственности СК РФ, по итогам 2016 г.

Более 50 банд и организованных преступных сообществ, в том числе имевших международные связи, выявлено и ликвидировано за 10 лет подразделениями ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу.

30,5 тыс. преступлений раскрыто за 10 лет сотрудниками ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу в координации с оперативниками МВД РФ, ФСБ РФ и ФСКН.

  • Текст
  • Анна Кострова