twitter Created with Sketch. vk Created with Sketch. facebook Created with Sketch. Light Created with Sketch. exclusive Created with Sketch. right-arrow copy Created with Sketch. Shape Created with Sketch. Rectangle Created with Sketch. Artboard Created with Sketch. full Created with Sketch. 733614 copy Created with Sketch. 118731 Created with Sketch. accept-circular-button-outline Created with Sketch. fail Created with Sketch. Shape Created with Sketch.

Статья

В Русском музее надкусили черный квадрат

В Русском музее открылись выставки двух необычных и непростых для понимания современных художников-новаторов. По словам организаторов выставок, это еще одна попытка века заговорить на языке будущего.

В Строгановском дворце работает выставка художника второй половины XX в. Михаила Шварцмана, который считал себя проводником божественного начала и был своего рода иконописцем.

А в Мраморном дворце Сергей Дождь, художник и теоретик искусства, представил свои произведения и рассказал о направлении "сайарсизм" – науке о внутреннем художественном пространстве.

Родом из оттепели

Юбилейная выставка посвящена 90‑летию Михаила Шварцмана – основателя религиозно-философской концепции "иератизм", который называл свои произведения "иературами" – формами присутствия божества.

Фото: rusmuseum.ru

"Михаил Шварцман – фигура сложная и неоднозначная, характерная для второй половины XX в., эпохи оттепели, когда творили многие глубокие и думающие художники. Он был одним из самых крупных мастеров этого периода. Каждая его картина – это словарь закодированных идей, в них присутствует сакральность в символическом понимании, он медитировал над холстом", – рассказала хранитель фондов живописи XX в. Альфия Низамутдинова.

Художник, вдохновленный византийским и древнерусским искусством, фресками и иконами, греческой архаикой, создал станковый стиль "другого искусства", непохожий ни на один другой из существовавших в то время. Сам он говорил, что в его произведениях заложена функция проектов новой архитектуры. Особенно отчетливо эта спе­цифика проявляется в графических работах. Можно сказать, что картины Шварцмана представляют собой некую не требующую вербального сопровождения молитву, воплощенную в многослойной красочной структуре, форме и образах.

Читайте подписи

Вторая выставка, которая открылась в Мраморном дворце, экспериментальная для Русского музея. Сергей Дождь – основатель новой концепции абстрактного искусства под названием "Пси Арт", которая вызвала большой интерес в России и разных странах Европы.

Художник изучает сложные потоки перехода сознания в подсознание, создавая таким образом новый визуальный язык, который отвечает диалектике художественной мысли, унаследованной от Малевича и движения супрематизма. Маслом на холсте он стремится запечатлеть движения подсознания, исследует возможность управления нашими эмоциями и подсознательными потоками.

Фото: А. Яланская

На выставке представлено около 70 работ автора, выполненных в технике живописи и графики. Именно в них практически реализованы основные положения теории сайарсизма. При этом автор посоветовал читать подписи к картинам, в которых описано, что означает та или иная художественная форма. Геометрические фигуры в его работах обладают собственной символикой: квадрат – это мышление, круг – чувства и эмоции, треугольник – интуиция.

После окончания выставки в коллекции музея останутся произведения Сергея Дождя "Темный абстрактный крест" и "Надкушенный черный квадрат".

  • Текст
  • Анастасия Яланская