twitter Created with Sketch. vk Created with Sketch. facebook Created with Sketch. Light Created with Sketch. exclusive Created with Sketch. right-arrow copy Created with Sketch. Shape Created with Sketch. Rectangle Created with Sketch. Artboard Created with Sketch. full Created with Sketch. 733614 copy Created with Sketch. 118731 Created with Sketch. accept-circular-button-outline Created with Sketch. fail Created with Sketch. Shape Created with Sketch.

Статья

Минкультуры: реставрация должна стать отдельной отраслью экономики

Будущее детских школ искусств, реформирование реставрационной отрасли и перспективы развития информатизации обсудили на заседании Коллегии Министерства культуры, которое прошло в Царском Селе.

Как рассказала директор Департамента науки и образования Минкультуры Александра Аракелова, сейчас в России работают чуть более 5 тыс. детских школ искусств (ДШИ), в которых обучаются более 1,5 млн детей. Самыми популярными направлениями являются живопись, фортепиано, народное творчество, хореография. Однако в связи с тем, что большинство ДШИ муниципальные, они финансируются по остаточному принципу, что сказывается не только на их состоянии, материальном обеспечении педагогов, но и на качестве самого образования.

Школа – училище - вуз

«Уязвимым звеном в системе образования остаются целевая подготовка кадров, укрепление материально-технической базы, зарплата педагогов», - отметила руководитель.

Фото: архив "ПД"

По словам директора петербургской детской школы искусств им. М.И. Глинки Аллы Никитиной, их образовательное учреждение находится в более привилегированном положении, так как ДШИ находится в ведении Комитета по культуре Санкт-Петербурга. «Благодаря этому мы проводим конференции, конкурсы, фестивали, в том числе всероссийского масштаба», - сообщила она. И подчеркнула, что главная проблема сегодня – сохранить статус предпрофессионального образования в ДШИ.

«Школы должны реализовывать те программы, которые у них исторически сложились. В противном случае проверенная трехуровневая система "школа - училище – вуз" перестанет нормально функционировать», - подчеркнула Александра Аракелова.

Руководитель пообещала, что в решении коллегии будут пункты, направленные не только на популяризацию деятельности школ искусств и всей системы художественного образования, но и на стабилизацию их экономического состояния. По ее словам, Минкультуры России планирует вместе с региональными министерствами разработать «дорожную карту», где будут обозначены все эти проблемы и предложены варианты их решения.

Когда темпы не устраивают

О проектах в сфере информатизации рассказал советник министра культуры РФ Вадим Ваньков. Основное внимание он уделил развитию портала «Культура.рф» и тем проектам, которые будут реализованы в его рамках.

По словам Вадима Ванькова, число посетителей и подписчиков портала постоянно растет. Так, в 2016 г. было зарегистрировано свыше 6 млн. посетителей, что на 40% больше, чем в 2015 г. Особой популярностью пользуются онлайн-трансляции из учреждений культуры, виртуальные туры и выставки, которые можно совершать с мобильного устройства, а также вебинары и другие обучающие программы.

Фото: архив "ПД"

Важное место в сфере популяризации культурного наследия заняла платформа дополненной реальности «Артефакт», благодаря которой все музеи страны имеют возможность в режиме дополненной реальности показывать выставки своим посетителям. Кроме того, Вадим Ваньков рассказал о новой системе «Учета продажи билетов» для подведомственных Минкульту музеев, театров и филармоний, а также о «Единой аналитической системе Минкультуры России».

Касаясь программы заполнения Государственного каталога музейного фонда, Вадим Ваньков сообщил, что сейчас к работе «активно подключились федеральные музеи, а региональные - практически нет». На что министр культуры России Владимир Мединский заметил:

«17 лет музейщики добивались изменения законодательства. И мы гордимся тем, что Министерство культуры совместными усилиями с музейным сообществом изменило законодательную практику и внесло новые облегченные принципы внесения в музейный каталог единиц музейного хранения. Это позволило за два года сделать больше, чем было сделано за предыдущие годы. Тем не менее, эти темпы нас не устраивают».

Владимир Мединский дал поручение к концу года составить рейтинг музеев – «первую и последнюю десятку», чтобы разобраться, что мешает специалистам реализовывать то, что заложено в законе.

«Наследие PLUS»

Концепцию реформирования реставрационной отрасли страны представил заместитель министра культуры РФ Олег Рыжков. Ее основная цель – сформировать отрасль экономики, которая будет сохранять и развивать наследие.

По его словам, сегодня значение реставрации не расценивается настолько высоко, чтобы быть выделено в отдельную отрасль.

«В бюджетной классификации расходы на реставрацию учитываются по статье «прочие расходы», научно-проектная документация, ее разработка, находятся в строке «иная документация». В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД) нет раздела, посвященного реставрации», - констатировал Олег Рыжков.

Фото: архив "ПД"

По мнению замминистра, изменить ситуацию поможет разработанная рабочей группой Минкультуры стратегическая программа «Наследие PLUS». Она включает в себя работу с фондами музеев, создание стационарных и мобильных лабораторий, ориентирование строительной отрасли на работу со старыми зданиями и повышение дохода, приносимого ими, популяризацию сохранения культурного наследия, подготовку и переподготовку специалистов.

«Деятельность по сохранению наследия требует большого количества творческих людей и развития инновационных творческих навыков», - отметил он.

Кроме того, Олег Рыжков озвучил предложение о необходимости разработать и принять постановление «о порядке работы по сохранению культурного наследия, идеология которого будет строится на параллели между тем как врачи лечат людей и как мы работаем с нашими объектами культурного наследия», - сказал он.

Конкурентное преимущество

Как подчеркнул Министр культуры РФ Владимир Мединский, такие концептуальные предложения по развитию отрасли прозвучали впервые за долгое время.

«Наличие большого количества архитектурных памятников, объектов культурного наследия - это колоссальное конкурентное преимущество России. Такими многообразными шедеврами архитектуры и культуры, которые мы имеем, особенно в европейской части России, пожалуй, может похвастаться только старая Европа и ряд других стран», - сказал он журналистам по итогам коллегии.

По его словам, сейчас почти 40% девелопмента в крупных городах Европы приходится не на новое строительство, а на реставрацию, реконструкцию и вовлечение старых зданий в оборот. «В Европе давно поняли, что этот сегмент составляет «изюминку», как с точки зрения привлечения туристов, так и создания уникальной атмосферы», - подчеркнул он.

«Реставрационная отрасль находится в сложной ситуации, что связано со множеством факторов, которые на протяжении десятилетий ограничивают вовлечение объектов культурного наследия в хозяйственный оборот. Хотя у нас десятки тысяч памятников, которые могли бы быть использованы как гостиницы, дома приемов, частные учреждения культуры и так далее», - сказал он. В тоже время глава Минкультуры заявил, что с оптимизмом смотрит в будущее.

«С учетом того внимания, которое государство уделяет восстановлению реставрационной отрасли и темпам реставрационных работ, мы смотрим в будущее с оптимизмом», - подытожил Владимир Мединский.


  • Текст
  • Марина Алексеева