Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Минкультуры: реставрация должна стать отдельной отраслью экономики

Будущее детских школ искусств, реформирование реставрационной отрасли и перспективы развития информатизации обсудили на заседании Коллегии Министерства культуры, которое прошло в Царском Селе.

Будущее детских школ искусств, реформирование реставрационной отрасли и перспективы развития информатизации обсудили на заседании Коллегии Министерства культуры, которое прошло в Царском Селе.

Как рассказала директор Департамента науки и образования Минкультуры Александра Аракелова, сейчас в России работают чуть более 5 тыс. детских школ искусств (ДШИ), в которых обучаются более 1,5 млн детей. Самыми популярными направлениями являются живопись, фортепиано, народное творчество, хореография. Однако в связи с тем, что большинство ДШИ муниципальные, они финансируются по остаточному принципу, что сказывается не только на их состоянии, материальном обеспечении педагогов, но и на качестве самого образования.

Школа – училище - вуз

«Уязвимым звеном в системе образования остаются целевая подготовка кадров, укрепление материально-технической базы, зарплата педагогов», - отметила руководитель.

Фото: архив "ПД"

По словам директора петербургской детской школы искусств им. М.И. Глинки Аллы Никитиной, их образовательное учреждение находится в более привилегированном положении, так как ДШИ находится в ведении Комитета по культуре Санкт-Петербурга. «Благодаря этому мы проводим конференции, конкурсы, фестивали, в том числе всероссийского масштаба», - сообщила она. И подчеркнула, что главная проблема сегодня – сохранить статус предпрофессионального образования в ДШИ.

«Школы должны реализовывать те программы, которые у них исторически сложились. В противном случае проверенная трехуровневая система "школа - училище – вуз" перестанет нормально функционировать», - подчеркнула Александра Аракелова.

Руководитель пообещала, что в решении коллегии будут пункты, направленные не только на популяризацию деятельности школ искусств и всей системы художественного образования, но и на стабилизацию их экономического состояния. По ее словам, Минкультуры России планирует вместе с региональными министерствами разработать «дорожную карту», где будут обозначены все эти проблемы и предложены варианты их решения.

Когда темпы не устраивают

О проектах в сфере информатизации рассказал советник министра культуры РФ Вадим Ваньков. Основное внимание он уделил развитию портала «Культура.рф» и тем проектам, которые будут реализованы в его рамках.

По словам Вадима Ванькова, число посетителей и подписчиков портала постоянно растет. Так, в 2016 г. было зарегистрировано свыше 6 млн. посетителей, что на 40% больше, чем в 2015 г. Особой популярностью пользуются онлайн-трансляции из учреждений культуры, виртуальные туры и выставки, которые можно совершать с мобильного устройства, а также вебинары и другие обучающие программы.

Фото: архив "ПД"

Важное место в сфере популяризации культурного наследия заняла платформа дополненной реальности «Артефакт», благодаря которой все музеи страны имеют возможность в режиме дополненной реальности показывать выставки своим посетителям. Кроме того, Вадим Ваньков рассказал о новой системе «Учета продажи билетов» для подведомственных Минкульту музеев, театров и филармоний, а также о «Единой аналитической системе Минкультуры России».

Касаясь программы заполнения Государственного каталога музейного фонда, Вадим Ваньков сообщил, что сейчас к работе «активно подключились федеральные музеи, а региональные - практически нет». На что министр культуры России Владимир Мединский заметил:

«17 лет музейщики добивались изменения законодательства. И мы гордимся тем, что Министерство культуры совместными усилиями с музейным сообществом изменило законодательную практику и внесло новые облегченные принципы внесения в музейный каталог единиц музейного хранения. Это позволило за два года сделать больше, чем было сделано за предыдущие годы. Тем не менее, эти темпы нас не устраивают».

Владимир Мединский дал поручение к концу года составить рейтинг музеев – «первую и последнюю десятку», чтобы разобраться, что мешает специалистам реализовывать то, что заложено в законе.

«Наследие PLUS»

Концепцию реформирования реставрационной отрасли страны представил заместитель министра культуры РФ Олег Рыжков. Ее основная цель – сформировать отрасль экономики, которая будет сохранять и развивать наследие.

По его словам, сегодня значение реставрации не расценивается настолько высоко, чтобы быть выделено в отдельную отрасль.

«В бюджетной классификации расходы на реставрацию учитываются по статье «прочие расходы», научно-проектная документация, ее разработка, находятся в строке «иная документация». В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД) нет раздела, посвященного реставрации», - констатировал Олег Рыжков.

Фото: архив "ПД"

По мнению замминистра, изменить ситуацию поможет разработанная рабочей группой Минкультуры стратегическая программа «Наследие PLUS». Она включает в себя работу с фондами музеев, создание стационарных и мобильных лабораторий, ориентирование строительной отрасли на работу со старыми зданиями и повышение дохода, приносимого ими, популяризацию сохранения культурного наследия, подготовку и переподготовку специалистов.

«Деятельность по сохранению наследия требует большого количества творческих людей и развития инновационных творческих навыков», - отметил он.

Кроме того, Олег Рыжков озвучил предложение о необходимости разработать и принять постановление «о порядке работы по сохранению культурного наследия, идеология которого будет строится на параллели между тем как врачи лечат людей и как мы работаем с нашими объектами культурного наследия», - сказал он.

Конкурентное преимущество

Как подчеркнул Министр культуры РФ Владимир Мединский, такие концептуальные предложения по развитию отрасли прозвучали впервые за долгое время.

«Наличие большого количества архитектурных памятников, объектов культурного наследия - это колоссальное конкурентное преимущество России. Такими многообразными шедеврами архитектуры и культуры, которые мы имеем, особенно в европейской части России, пожалуй, может похвастаться только старая Европа и ряд других стран», - сказал он журналистам по итогам коллегии.

По его словам, сейчас почти 40% девелопмента в крупных городах Европы приходится не на новое строительство, а на реставрацию, реконструкцию и вовлечение старых зданий в оборот. «В Европе давно поняли, что этот сегмент составляет «изюминку», как с точки зрения привлечения туристов, так и создания уникальной атмосферы», - подчеркнул он.

«Реставрационная отрасль находится в сложной ситуации, что связано со множеством факторов, которые на протяжении десятилетий ограничивают вовлечение объектов культурного наследия в хозяйственный оборот. Хотя у нас десятки тысяч памятников, которые могли бы быть использованы как гостиницы, дома приемов, частные учреждения культуры и так далее», - сказал он. В тоже время глава Минкультуры заявил, что с оптимизмом смотрит в будущее.

«С учетом того внимания, которое государство уделяет восстановлению реставрационной отрасли и темпам реставрационных работ, мы смотрим в будущее с оптимизмом», - подытожил Владимир Мединский.


Закрыть