
Юрий Мудров: Исаакиевскому собору нельзя дать померкнуть
Все последнее время Исаакиевский собор находится в топе самых главных и острых городских тем. Каково сегодня состояние собора и других входящих в объединение памятников? Каковы планы по их реставрации и развитию? Что будет на Большой Морской ул., 40? Какой видит судьбу Исаакия его новый директор, известный искусствовед Юрий Мудров? Об этом он рассказал в эксклюзивном интервью "ПД".
"Петербургский дневник": Юрий Витальевич, мы знакомы уже много лет, и наша газета одной из первых поздравила вас с новым назначением. Как вы восприняли предложение Министерства культуры РФ, сделанное в такое непростое для Исаакиевского собора время?
Юрий Мудров: Поначалу у меня было предложение возглавить другой музей.
Но пока шли согласования, утрясались какие-то технические моменты,
поступило предложение возглавить Исаакиевский собор. И вы знаете, от
таких предложений профессиональные люди не отказываются. Я сразу понял,
что надо идти. Конечно, что-то требует усовершенствования, времени,
проблем немало. Но я люблю музей и пришел сюда работать.
Фото: архив "ПД"
"Петербургский дневник": С приходом нового руководителя коллектив, как правило, начинает волноваться и ждать каких-то изменений.
Юрий Мудров: Конечно, у меня есть свое представление о том, каким должен
быть Исаакиевский собор. Музей разноплановый, коллектив большой, многих
сотрудников я знаю лично и давно. Здесь отличные реставраторы,
инженерные службы. Замечательные экскурсоводы, которых знает не одно
поколение ленинградцев-петербуржцев. Например, Нонна Александровна
Бубнева проработала здесь 49 лет! И люди, приходя в собор, всегда
радуются, когда видят ее.
Что касается увольнений… Я встречался со многими сотрудниками музея, мы
нашли общий язык, ведь мы коллеги и делаем одно общее дело. При мне
уволился лишь один человек – Ирада Вовненко, которая в первый день моего
пребывания в новой должности передала заявление об уходе по
собственному желанию через секретаря. Если бы она пришла – я бы с ней
поговорил, как и с любым другим человеком. Но она поступила по-другому,
это ее выбор. Вслед за Буровым ушла еще заместитель директора по связям
с Русской православной церковью, ВИП-программам и еще чему-то, и с
ней ушли несколько чело- век из этого отдела. Больше о своем желании
уйти мне не говорил никто.
Наоборот, мы хотим восстановить должность заместителя директора по
научной работе. Также мы приняли решение о возобновлении научного
подразделения, которое было ликвидировано, это ошибка.
"Петербургский дневник": Кругом пишут и говорят исключительно об
Исаакиевском соборе. Но ведь сфера вашей деятельности гораздо шире?
Юрий Мудров: Действительно, все последние годы понятие "Исаакиевский
собор" – это нечто большее. Это было объединение Исаакия, Спаса на
Крови, Сампсониевского и Воскресенского (Смольного) соборов.
Существование такого объединения давало дополнительные возможности для
реставрации этих замечательных памятников, для их новой жизни. Даже для
возврата к жизни храма, как это произошло со Смольным и
Сампсониевским соборами.
Удалось "поднять" Смольный собор, который вновь стал блестящим
памятником. Сампсониевский собор, где всегда отмечались все воинские
праздники, и эта традиция не меняется до сих пор.
Спас на Крови для меня – этакая бонбоньерка, драгоценная шкатулка,
открыточный вид Петербурга. А Исаакий – олицетворение мощи, красоты,
могущества государства, которым мы можем гордиться.
Когда в Исаакиевском соборе был организован музей, его возглавил
замечательный директор Георгий Петрович Бутиков, который был большим
энтузиастом и тружеником. Он создал новую модель – музей-па- мятник. А
потом он поднял тему Спаса на Крови, который одно время даже хотели
разрушить.
Еще большим энтузиастом Спаса был Михаил Константинович Аникушин, наш
великий скульптор и не менее великий гражданин, у которого сердце
болело за все. В этом году исполняется 100 лет со дня его рождения. Надо
помнить и знать, как много он сделал для сохранения собора, его
реставрации и создания в нем Музея мозаики.
"Петербургский дневник": Школа петербургских реставраторов – и это общепризнанный факт – является одной из сильнейших в мире.
Юрий Мудров: Вы только представьте, в 1943 г. (!) в нашем городе
было основано ремесленное училище для подготовки реставраторов. Эти
люди вели подвижнический образ жизни, возрождая из руин памятники
истории. В годы войны реставраторы жили в подвале Исаакиевского собора и
одновременно восстанавливали храм, а также дворцы Павловска,
Петродворца, Гатчины. Там же в подвале хранились экспонаты.
Это трагедия и величие человека и его лучших проявлений. Можно сказать,
что в это тяжелейшее время выстоял не только человек, но и наша великая
культура.
Забывать об этом нельзя. И мы хотим на Большой Морской ул., 40, сделать
музей петербургских реставраторов.
С одной стороны, это будет современный интерактивный музей, такой, чтобы
привлечь туда молодежь. С другой – мы хотим представить там архивные
документы, материалы о реставраторах.
"Петербургский дневник": Юрий Витальевич, не могу не спросить о
сегодняшнем состоянии Исаакиевского собора. Этот вопрос волнует многих.
Юрий Мудров: Реставрация Исаакиевского собора ведется постоянно в
последние годы. Когда я пришел сюда, то заглянул во все углы, я же
музейный работник до мозга костей.
Сейчас он в хорошем состоянии. Но это сложнейшее сооружение, уникальный
памятник, который требует постоянного внимания, заботы и реставрации.
Мы должны понимать, что Исаакиевскому собору нельзя дать померкнуть.
В СМИ то и дело появляются какие-то новые сообщения о соборе. И страсти
вокруг Исаакия не утихают до сих пор.
Мое дело – не политика.
Я вообще считаю, что с самого начала все это
зря заполитизировали. Нам надо не искать тех людей, кто выступает за или
против. А искать в разных мнениях точки соприкосновения.
У Исаакиевского собора давно существует соглашение с Русской
православной церковью о совместной деятельности. Сейчас в соборе
проводятся две службы в день, также мы работаем с паломническими
группами. Мне кажется, одно другому не очень мешает.
Недавно епархия обратилась к нам с просьбой увеличить число служб,
которые проводятся в центральном нефе собора. Мы согласны, что в
двунадесятые праздники и праздники собора, скажем, дни святых Исаакия
Далматского (кстати, 30 мая родился и основатель Санкт-Петербурга Петр
I, и эта дата всегда отмечалась очень широко), Александра Невского,
проводились большие торжественные службы, но не каждый день.
К тому же у нас как у музея есть государственные планы-задания, договоры
с крупнейшими туристическими компаниями страны и мира, и мы должны
выполнять свои обязательства.
Исаакиевский собор не должен быть объектом распрей и политиканства.
Его сотрудники не должны быть политизированы.
Музейщик – это человек, который, опираясь на документы, должен сохранить
эти бесценные свидетельства для будущих поколений, для тех людей,
которые придут после нас.
Музейщики должны быть осторожны и деликатны, их ошибки, неправильное
представление истории могут пустить людей по ложному пути.
Наша задача – работать достойно и хорошо, выполнять свои обязательства
по приему посетителей, по реализации образовательной и
просветительской функций музея, по сохранению и реставрации бесценных
памятников культуры – Исаакиевского собора и Спаса на Крови.
Музей – это место исторической памяти.
"Петербургский дневник": Кроме планов по созданию музея реставрации, какие еще проекты задуманы?
Юрий Мудров: Мы будем расширять и развивать работу с детьми, молодежью. В Исаакиевском соборе мы хотим открыть школу юного иконописца. К 200-летию начала строительства Огюстом Монферраном Исаакиевского собора, которое будет отмечаться в будущем году, готовим большую научную конференцию, может быть, даже международную.
Кроме того, мы также готовим межмузейную выставку, где будут обозначены
духовные функции места: кто работал в соборе, какой жизнью жили в ту
пору люди, какие события там нашли отражение. Эту выставку мы будем
готовить совместно с Музеем истории религии, Эрмитажем, Русским музеем,
Музеем Академии художеств, прежде всего для города и его жителей.
Проходить она будет в Российском этнографическом музее.
Уверен, что после посещения нашей экспозиции у всех в головах все
встанет на свои места.