
На чем зарабатывают петербургские рантье
Магазины – часть комфортного проживания людей. Если рядом с жилым домом нет торговли, жизнь в таком месте становится сложной. И именно поэтому владельцы коммерческих помещений могут получать неплохие дивиденды.
В отличие от рынка аренды жилой недвижимости сегмент сдачи внаем коммерческих помещений живет по своим законам. В большинстве случаев собственники магазинов предпочитают арендовать помещение, стараясь обезопасить свой бизнес. Арендовать торговые площади проще, чем продавать и покупать новые.
Сейчас основной спрос на коммерческие помещения поддерживают предприятия общепита, продуктовые сети, аптеки, банки, промтоварные магазины люксового сегмента и др. Другими словами, те предприниматели, кто лучше других научился обменивать свои услуги или товары на денежные знаки населения.
Генеральный директор А2 Retail Ольга Аткачис дает краткую характеристику основных арендаторов сегмента стрит-ретейл: "Предприятия общепита в текущем году развиваются в нескольких форматах. Это рестораны полного цикла, пивные рестораны, фастфуд, столовые, кафе, пекарни и кондитерские. Все они проявляли интерес к исторической, центральной, части Петербурга, "торговым коридорам" города и спальным районам недалеко от метро".
Больше всех в поиске помещений были замечены KFC, Burger King, Italy Group, Ginza Project, "Север Метрополь", Delmar, ReCa Group. В среднем рестораны готовы были платить 2,5 тыс. рублей в месяц за 1 м2 арендованной недвижимости. Порой ставки аренды взлетали до 6 тыс. рублей. Если предположить, что площадь среднего ресторана составляет 150 м2 , добавим еще кухню – 100 м2 и рассчитаем по самой низ- кой арендной ставке, которую удавалось выторговать рестораторам, – 1,5 тыс. рублей за 1 м2 , получим, что арендатор платит свыше 350 тыс. рублей в месяц только за аренду помещения. А считать, сколько заплатил управляющий ресторана "Сыро- варня" за 1000 м2 в Ковенском пер., 5, и вовсе не хочется, чтобы не раздражать рантье с пустующими квартирами в новостройках.
В шаговой доступности
Продуктовые магазины не менее активны в поисках помещений. По словам Ольги Аткачис, это связано с появлением у крупных федеральных сетей новых форматов магазинов, расширением торговой сети и, как следствие, увеличением бюджетов на аренду.
По мнению экспертов А2 Retail, такая щедрость вызвана в первую очередь высокой конкуренцией между продуктовыми сетями и недостатком нужных им помещений.
В отличие от рестораторов владельцы магазинов арендуют помещения по достаточно скромным ставкам – от 750 рублей до 2,5 тыс. рублей в месяц за 1 м2 . Хотя, если учитывать их площади, мало не покажется. К примеру, "Перекресток" на Думской ул., 4, занимает 2 тыс. м2 , а "Лэнд" на Невском пр., 48, – 2,7 тыс. м2 . Стоит уточнить, что в первом полугодии это были самые крупные сделки в Петербурге.
По данным А2 Retail, самыми активными на рынке аренды выступили X5 Retail Group ("Карусель", "Перекресток", "Пятерочка"), "Азбука вкуса", "Магнит", "Фермер- ские продукты", магазины здорового питания.
Fashion-лавка
Последними, кто активно интересовался помещениями для магазинов, стали fashion-арендаторы премиального уровня. В отличие от общепита и продуктовых магазинов владельцы бутиков были заняты поиском лучшего места, а не расширением своего бизнеса. "В первую очередь fashion-арендаторов интересовали помещения на Старо-Невском пр. Проспект активно возвращает себе позицию одной из основных бутиковых зон Петербурга, утраченную в 2008-2009 гг.", – рассказывает Ольга Аткачис. По ее словам, Старо-Невский выгодно отличается от Невского и Большой Конюшенной ул. по размеру арендных ставок и большому выбору качественных площадей для магазинов. "Большая Конюшенная, напротив, продолжила терять арендаторов премиального сегмента по причине негибкого подхода арендодателей к формированию арендных ставок", – дополняет эксперт.
Впрочем, главный проспект Петербурга продолжает манить к себе представителей торговли всех направлений, что подтверждает спрос, стабильно превышающий число предложений арендовать качественные помещения. Уточним, что средне- рыночные ставки аренды на Невском пр. колеблются от 6 тыс. рублей до 15 тыс. рублей в месяц за 1 м2 . Как рассказывают эксперты, собственники коммерческих помещений уже давно забыли словосочетание "помесячная аренда". Договоры для крупных арендаторов заключаются сразу на несколько лет – в диапазоне от 5 до 10 лет. Собственники соглашаются на такие условия, но добавляют в договоры пункт о ежегодной индексации на 5-8%, а иногда 10% от размера арендной ставки или на официальный размер инфляции.
Хотя Петербург все больше приближается к европейским стандартам, когда между сторонами используется схема "процент от товарооборота" при наличии фиксированного минимума. В частности, в продуктовом ретейле в рамках такой схемы арендатор обычно выплачивает 4-8% от товарооборота. Арендаторы промгруппы, представители сферы услуг и прочие арендаторы – 8-12% от товарооборота.