twitter Created with Sketch. vk Created with Sketch. facebook Created with Sketch. Light Created with Sketch. exclusive Created with Sketch. right-arrow copy Created with Sketch. Shape Created with Sketch. Rectangle Created with Sketch. Artboard Created with Sketch. full Created with Sketch. 733614 copy Created with Sketch. 118731 Created with Sketch. accept-circular-button-outline Created with Sketch. fail Created with Sketch. Shape Created with Sketch.

Статья

Николай Цискаридзе: в классическом балете мы недосягаемы

23 июня в БКЗ "Октябрьский" состоится юбилейный 275-й выпуск Академии русского балета им. Агриппины Вагановой. О самой известной в мире школе балета и о будущем ее выпускников мы беседуем с ректором Академии, народным артистом России Николаем Цискаридзе.

Это четвертый выпуск с момента, когда вы возглавили Академию. И вот они уходят, отправляются в самостоятельное плавание под "алыми парусами" надежды и мечты.

К сожалению, жизнь такова, что весна сменяет зиму, а на смену лету приходит осень, и все приходится начинать сначала. 4 года – это огромный срок. И каждый год – это не просто поколение, это новая генерация. Балетные способности – это редкий дар. Здесь нужен не только слух, координация, или сочетание голоса и слуха, как в игре на музыкальном инструменте. Для балета нужно абсолютно все, кроме, может быть, красивого голоса, потому что не приходится петь: слух, координация, красивая фигура, нерядовые мозги - потому что для того, чтобы человек на сцене красиво двигался и что-то из себя изображал, он должен быть неглупым. К сожалению, некоторые звезды нынешнего поколения опровергают этот мой постулат, но хотелось бы тянуться к высокому идеалу. На протяжении 280 лет наша школа показывала хорошие примеры. И я надеюсь, выпускники Академии будут верны этим традициям. В этом году у нас 40 выпускников и пятеро из них мои.

M.Logvinov 

Можно ли уже сейчас сказать, кто из них станет звездой?

Нет. Это шанс. И никто не знает, как он сработает. У меня перед глазами множество примеров, когда из школы уходили Одетты, а всю жизнь проработали последним Лебедем у воды. Как сложится дальнейшая жизнь наших выпускников в театрах, это, к сожалению, не зависит от меня. Это зависит от тех руководителей, которые их примут. Меня беспокоит, что наши театры превратились в завод, в конвейер. Театр стал не репертуарным, а блоковым. И очень часто молодой организм не справляется с нагрузкой. И опять-таки, это зависит от мудрости руководителя труппы. Сейчас в театральных труппах звезд мало, как правило. Все танцуют всё. Когда я пришел в театр в начале 90-ых, в театре была очень сильная дифференциация. Были солисты, были полухарактерные артисты и был кордебалет. И как только артист становился премьером или примой, он не пересекался с основной частью труппы. Это момент, когда артисты оказываются на разных этажах иерархий. И если во время учебы в школе они все дружат, когда переступают порог театра – увы, по-разному складывается. В театре дружбы не бывает никогда. И кто бы вам ни рассказывал, это миф. Две примадонны могут дружить до тех пор, пока не делят роль. Нужно быть состоявшейся звездой, чтобы не зависеть от этого. Я об этом говорю, потому что больше 20 лет был главным артистом страны в балетном жанре. Сейчас еще сложнее, каждый живет в своем ритме. А нынешнему выпуску мы решили устроить 23 июня гранд-бал в БКЗ "Октябрьский", в котором они в последний раз выступят таким составом. Это будет наш выпускной спектакль.

Расскажите, пожалуйста, о его программе.

Программу для выпускных составляю обычно я. И в этом случае многое диктует площадка. Я как никто знаю, что будет смотреться на этой сцене хорошо, а что не очень. Мы покажем третий акт из балета Петипа "Пахита". Это визитная карточка для любой классической труппы. Покажем сюиту из балета "Фея кукол". Этот балет очень любят зрители. В прошлом году мы выступали с ним в Кремлевском дворце в Москве, и в этом году в добавление к выпускному спектаклю нас попросили вновь привезти "Фею кукол". А в Петербурге мы покажем его единственный раз в этом году – 23 июня в БКЗ "Октябрьский". Этот спектакль одинаково близок и взрослым, и детям, потому что он напоминает о детстве - времени, когда люди бывают счастливы. Мы постарались восстановить ту эпоху, когда этот балет создавался. Если бы Лев Бакст, который тогда его оформлял, пришел к нам на спектакль, он был бы доволен, потому что мы постарались воплотить его замысел.

M.Logvinov 

Насколько я знаю, в "Фее кукол" на сцену БКЗ "Октябрьский" выйдет выпускница Академии этого года, пра-правнучка Матильды Кшесинской.

Да, у нас учатся две сестры. Одна выпускается в этом году, а другая завершает первый курс. Они пра-правнучки Иосифа Феликсовича Кшесинского – родного брата Матильды Кшесинской. Удивительно, как всё повторяется. В 19 веке в Академии тоже учились две сестры. Только тех девочек звали Юлия и Матильда, а этих зовут Элеонора и Ксения. И если поставить рядом фотографии тех девочек из 19 века и девочек из 21 века – вы будете удивлены, как они похожи. Элеонора и Ксения - очень одаренные дети, и дай Бог, чтобы у них карьера сложилась так же ярко, как у предков. Танцевать с такой фамилией, конечно, сложно. Но когда человек талантлив, он в состоянии создать свое лицо. Хотя в балете это бывает очень редко.

Отгремел выпускной бал, сданы экзамены. Какой процент выпускников после окончания Академии заключает контракт с театром?

У нас 100% трудоустройство. На стене в Академии уже все висит. Кому-то прислали по 5-6 приглашений, кому-то одно. Но без приглашения в труппу не остался ни один выпускник. И так у нас всегда. К тому же, сейчас очень большой дефицит артистов балета. Театров много, за молодых перспективных артистов идет большая борьба. И как старый артист балета я вынужден сказать, что балет – искусство молодых. В этом году так сложилось, что у наших выпускников уже было много приглашений на мировые сцены, престижные даже для взрослых артистов. Мы выступали на главных сценах Европы: в Лондоне в театре "Колизеум", в Миланском Ла Скала, в Париже в "Опера Гарнье", в Большом театре в Москве. Этому выпуску очень повезло еще в школьные годы побывать на крупнейших сценах мира. Это важно и для ребят, и для Академии, и для позиционирования нашего искусства в мире. Это очень важно и для престижа государства, об этом нельзя забывать.

Меняются ли с годами дети, которые приходят в Академию?

На детях, к сожалению, отражается все: и погодные условия, и политический строй, и экология, и стрессы. Сейчас мы расхлебываем наследие 90-ых, когда основная часть людей, которая должна была иметь детей, зарабатывала деньги, чтобы обеспечить свое будущее. Эти дети очень сильно обделены здоровьем. Второй момент – очень важный, и об этом, я считаю, надо говорить. Это дети, которые появились при помощи ЭКО. Их сейчас много, и внешне они ничем не отличаются. Но здоровье у них не такое крепкое. Когда я учился, если возникал какой-то перелом, это было редко, это было ЧП. Сейчас переломы плюсневой кости стопы – заурядное явление, это происходит на ровном месте. Шел по коридору, подвернул ногу - перелом плюсны. Это серьезная проблема, это говорит о хрупкости костей. Сейчас выросли целые поколения детей, которых не пеленали. И у них такие вывихи бедра от рождения, а это уже неисправимые вещи. Вообще, болезни очень изменились. Сейчас огромное количество детей, которые мучаются давлением. На просмотр приходят дети, у которых порок сердца. Много метеозависимых детей. Такого никогда не было! Это все новые заболевания. Серьезным спортом, серьезным классическим искусством, тем более балетом - могут заниматься исключительно здоровые дети. Поэтому на втором туре вступительных экзаменов мы проводим полную диспансеризацию. Мы не имеем права брать детей с какими-либо отклонениями и рисковать здоровьем ребенка. И без вердикта врачей мы не принимаем ни одного ребенка. Эта традиция идет еще с советских времен. Я приведу такой пример. От нагрузок очень часто падает зрение. И в советские годы таких детей, у которых ухудшалось зрение, отчисляли. У меня упало зрение на втором курсе, и зная, что меня могут отчислить, я выучил наизусть офтальмологическую таблицу и полтора года симулировал хорошее зрение. Сейчас мы на это уже не обращаем внимания, потому что появились другие, более серьезные заболевания и патологии. И, конечно, мы потеряли настоящую кузницу талантов. Советский балет строился не на петербуржцах и не на москвичах. Это были дети, в основном, из союзных республик, прежде всего, кавказских и с Украины. Это были самые важные регионы по поставке талантливых детей с вокальными и танцевальными данными, потому что в них сочеталась координация, слуховой аппарат, мышцы и т.д. Сейчас дети из этих регионов могут учиться в России исключительно за деньги, и далеко не все могут себе это позволить.

M.Logvinov 

Тем не менее, зная о невероятных нагрузках, о том, что безукоризненное здоровье и талант даются единицам, и не всем гарантирована блистательная карьера, тысячи детей и родителей осаждают Академию каждый год. В чем секрет привлекательности профессии "артист балета"?

Мотивация у всех разная: кто-то хочет порадовать бабушку, кто-то, как я, - попасть в сказку. Манит эта красота. Я, например, реально не понимал, что в балете может быть что-то сложное. Многие дети очаровываются тем, что эта профессия на виду. Но в основном, это родители так реализуют свою несбывшуюся мечту. Иногда это идет на пользу ребенку, но часто наносит огромный вред. И каждую осень я говорю с родителями. Мы отчисляем ребенка исключительно в том случае, если видим, что невозможно его развитие в этой профессии. Это не самодеятельность, не клуб по интересам. Здесь получают одну из самых серьезных, престижных и образцовых профессий.

О престижности обучения в Академии свидетельствует и тот факт, что сюда приезжают стажеры из десятков стран мира.

Мы иностранцев не учим по полной программе, как наших детей. Иначе пришлось бы преподавать им и предметы общеобразовательные. Поэтому мы называем их стажерами. Они приезжают к нам учиться русскому балету. Мы ценны классическим балетом и этим уникальным образованием. Однажды, давая интервью в США, на вопрос: почему вы считаете ваш балет лучшим, я, будучи тогда еще юным и нахальным артистом, сказал: да потому, что наш балет существует дольше, чем США как государство. Поэтому я считаю, что надо пропагандировать и вкладывать деньги в то, что является действительно нашим отечественным, говоря современным языком, ноу-хау. Балет - это то, что Россия подарила миру. Да, когда-то она по крупицам что-то купила у итальянцев, что-то взяла у шведов, у французов и датчан. Все это здесь смешала. И придумала ту школу, которую мы сейчас имеем. И подарила миру классическое искусство балета. Таких школ нет нигде в мире. Так комплексно артистов балета не готовят нигде. И поэтому к нам за деньги едут учиться балету стажеры со всего мира.

Сейчас балет переживает новый пик интереса. В чем, по вашему мнению, причина?

Интерес к балету всегда был огромен во всем мире.

Но в последнее время особенно пристальное внимание балету уделяет кинематограф. В Голливуде Рэйф Файнс снимает байопик о Рудольфе Нуриеве, выпускнике Академии Вагановой. ВВС снял документальный фильм о Большом театре. На экраны вышла лента Тодоровского "Большой". Кстати, Алиса Фрейндлих рассказывала, что помощь в работе над ролью педагога Белецкой в этой картине ей оказала подруга, которая водила ее в репетиционные классы Академии Вагановой. Нужно ли показывать зрителю эти ежедневные усилия артиста, это вечное преодоление, схватку со временем, боль? Не разрушает ли это представление о балете как о сказке?

Да, за красотой и волшебством балета стоит огромный тяжелый труд, который не должен видеть зритель. И все эти голливудские фильмы-сказки о балете, да и наши, отечественные, которые режиссеры сейчас кинулись массово снимать, где балетные показаны такими немножко блаженными, в состоянии аффекта, - это все ерунда! Очень часто известные артисты на людях играют роль таких экзальтированных, эмоциональных персонажей. На самом деле, это очень здравомыслящие, стрессоустойчивые и психически нормальные люди. Поверьте, ни один человек, который в третьем акте должен сделать наисложнейшие элементы, связанные с вестибулярным аппаратом, не может быть психически несостоятельным. Артист балета – это очень серьезная профессия, и недаром в Советском Союзе было принято решение установить такой ранний пенсионный возраст.

Мне кажется, что ни один фильм не сможет разрушить представление человечества о балете, которое формировалось веками. И что бы ни придумали нового, балету всегда будут учить по старинке, потому что это старинный вид искусства. Россия ценна классическим балетом и этим уникальным образованием. Я всегда это подчеркиваю: единственный вид российских дипломов, которые котируются во всем мире, - это дипломы в области культуры. Юристы, экономисты, медики вынуждены там заново защищать свои дипломы. А вот все, что касается балета, музыки, вокала – тут мы на первом месте, нас принимают моментально. Так что в области классического балета мы всегда были и будем недосягаемы!


  • Текст
  • Наталья Кожевникова