twitter Created with Sketch. vk Created with Sketch. facebook Created with Sketch. Light Created with Sketch. exclusive Created with Sketch. right-arrow copy Created with Sketch. Shape Created with Sketch. Rectangle Created with Sketch. Artboard Created with Sketch. full Created with Sketch. 733614 copy Created with Sketch. 118731 Created with Sketch. accept-circular-button-outline Created with Sketch. fail Created with Sketch. Shape Created with Sketch.

Статья

Музей истории религии подготовит мигрантов к жизни в Петербурге

В Санкт-Петербурге стартовала работа по адаптации мигрантов музейными средствами. В ее основе - участие общин мигрантов в музейных образовательных проектах. Программы "Ты - в Петербурге! Город на перекрестке культур" - один из первых подобных проектов в России. Он ориентирован на семейную аудиторию (детей 9-15 лет и родителей ) и направлен на то, чтобы сформировать позитивное восприятие иной культуры, традиций, той среды, в которой мигранты оказались. Программа будет реализовываться на базе Государственного музея истории религии.

Существует мировой опыт взаимодействия музеев с мигрантами - совместных проектов, акций, выставок. И его необходимо направить на решение острых социальных задач, считает Татьяна Пчелянская, зам. директора Государственного музея религии.

"Впервые в музейном сообществе Петербурга мы обращаемся с разговорами о мигрантах не к коренным жителям, а к самим мигрантам. Впервые обращаемся к специфической аудитории, которая, может  быть, никогда не сталкивалась ни с музеем, ни с мегаполисом, к людям, которые находятся в состоянии кризиса: материального, бытового, психологического", - подчеркнула Татьяна Пчелянская.

В музее разработали систему занятий, методически обоснованный цикл, который позволит семьям мигрантов узнать о среде, в которой они будут существовать. Цикл состоит из четырех уроков, которые сопровождаются мастер-классами. Они должны объяснить, что общего между мигрантами и людьми, которые традиционно живут в России.  Одно из занятий будет посвящено истории ислама в России. Темой еще одного мероприятия станут различные религиозные праздники, которые отмечают народы России. Завершится цикл занятий автобусной поездкой по петербургским храмам, самым значимым для традиционных конфессий – мечеть, дацан, православный собор и т.д.

Сейчас в школах и детских садах Петербурга обучается почти 12500 детей из 47 стран мира. Это 3,8% от общего количества детей в городе. Чаще всего, это дети приезжих из Таджикистана, Казахстана, Украины, Молдавии и тд. 

В Петербурге с 2011 г. было издано 10600 учебников для изучения русского языка как неродного. "В каждом образовательном учреждении составлены воспитательные планы, которые сформированы исходя из того контингента, который есть в учреждении. Каких-либо ярких проблем по вопросам аттестации выпускников из числа детей мигрантов не наблюдаем",- отметила Юлия Ускова, инспектор отдела общего образования Комитета по образованию.

Как рассказал Мурод Усманов, руководитель Санкт-Петербургского общественного  объединения таджикистанцев "Аджам", согласно проведенным опросам, средний возраст таджикских мигрантов - 25 лет. Более 60% из них - жители северных районов. Северные таджики адаптированы к городским условиям и в большинстве своем работают на производстве. Около 80% северян приехали с семьями. Южане живут без семей, но с родственниками. Пятая часть мигрантов занята в торговле, 35% - разнорабочие, 6% - водители. 3 тыс руб – столько платит за съем жилья один мигрант. По мнению приезжих, адекватному общению им мешает языковой барьер: лишь 16% свободно владеют русским языком.  По данным опроса, 92% посылают деньги на родину. Около 16% мигрантов не возвращаются домой, предпочитая оставаться в России. При этом каждый второй планирует вернуться на родину, если ситуация в Таджикистане улучшится.

"Главной проблемой жизни в мегаполисе мигранты называют деятельность фирм-посредников, среди которых много недобросовестных контор, которые выдают фальшивые регистрации, патенты, документы и т.д.", - отметил  Мурод Усманов.

По словам председателя Духовного управления мусульман СПб и Северо-Западного региона РФ Равиля Панчееева, с проблемой адаптации сталкиваются не только взрослые приезжие, но и дети мигрантов. И без участия различных социальных институтов преодолеть  социально-культурную дистанцию и скорректировать поведение  мигрантов будет трудно. "Для приезжих школьников характерна большая религиозность, чем у местных жителей. Они чаще посещают религиозные учреждения и выполняют предписания. Отказ от религии воспринимается большинством мигрантов крайне негативно",- отметил он. По мнению Панчеева, необходимо тесное взаимодействие властей, общественности, школы, музейного сообщества и других общественных институтов, чтобы вытянуть детей из оппозиции "свои-чужие".

  • Текст
  • Анна Муравьева