Отцы и дети: шаг навстречу
социолог:
В последнее время многие СМИ, включая «ПД», публикуют материалы, где пытаются ответить на вопрос, что собой представляет новое поколение. Социологи и политики разделяют этот интерес.
Обществу важно понимать, какие ценности разделяют те, кто был рожден в 1990‑е гг. и кому вскоре предстоит решать судьбы страны. Специалисты присвоили этой генерации условное название «поколение Z» и посвятили ему немало исследований. Вслед за западными учеными своими заключениями делятся и отечественные институты по изучению общественных процессов.
Многие согласны, что одним из ключевых отличий поколения, рожденного в 1950‑е гг., стало то, что оно формировало свои взгляды, опираясь на реальные факты жизни. Скажем, представление о социальных слоях подросток получал, наблюдая быт коммунальной квартиры, в которой жила его семья. Его воспитывала не только школа (где учились дети из разных социальных групп), но и хорошо развитая тогда, но забытая ныне «дворовая культура».
Сейчас подростки черпают информацию о жизни из источников, которые сами выбирают. Но сам общественный уклад способствует сужению интересов подростка в рамках его соцгруппы. Пример тому – спецшколы, элитные детсады и жилые комплексы «клубного типа».
Интересно, что многие готовы сравнивать «поколение Z» с их сверстниками, рожденными в 30‑е годы прошлого века, когда молодежь не была зациклена на материальном, а увлекалась скорее науками и искусством.
Удивительно, что в эпоху развитого потребления специалисты уже не отмечают среди молодежи повального стремления к шопингу. По последним статистическим данным, «зетовцы» довольно трезво оценивают политико-экономическую ситуацию в городе и стране, но, поскольку выросли в этих реалиях, не склонны бунтовать, требуя немедленных перемен. В отличие от старшего поколения, они больше полагаются на свои силы, более мобильны и готовы легко менять условия жизни, перемещаясь по миру в стремлении достичь целей.
При этом наблюдатели отмечают возвращение юных к некоему «неоконсерватизму», который социологи зафиксировали в начале 2000‑х гг.: согласно тогдашним опросам, мировоззрение молодежи до 25 лет во многом совпадало с мнением людей старше 60. Так что хрестоматийные проблемы отцов и детей, возможно, сегодня теряют остроту. Но необходимость строго их отслеживать осталась актуальной.