twitter Created with Sketch. vk Created with Sketch. facebook Created with Sketch. Light Created with Sketch. Star Created with Sketch. right-arrow copy Created with Sketch. Shape Created with Sketch. Rectangle Created with Sketch. Artboard Created with Sketch. full Created with Sketch. 733614 copy Created with Sketch. 118731 Created with Sketch. accept-circular-button-outline Created with Sketch. fail Created with Sketch. Shape Created with Sketch.
  • $
    65,81
  • 75,32
  • £
    85,8
  • Пробки 
    1

Статья

  • Полина Романенко

Аскар Абдразаков: почему бы не окунуться в романтическое – спеть "Дон Кихота"

Девятого февраля на сцене Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.Д. Шостаковича солист Мариинского театра, народный артист Башкортостана, прославленный бас Аскар Абдразаков даст свой первый сольный концерт. В нем он осмысливает шаляпинский образ Дон Кихота и открывает новые грани басового репертуара ариями из популярных мюзиклов.

Девятого февраля на сцене Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.Д. Шостаковича солист Мариинского театра, народный артист Башкортостана, прославленный бас Аскар Абдразаков даст свой первый сольный концерт. В нем он осмысливает шаляпинский образ Дон Кихота и открывает новые грани басового репертуара ариями из популярных мюзиклов.

"Петербургский дневник": Аскар, расскажите, в чем особенность программы этого вечера, 9 февраля, в Филармонии?

Аскар Абдразаков: У меня в репертуаре была программа "Дьяволиада", в которой я исполнял арии из опер "Мефистофель" Арриго Бойто и "Фауст" Шарля Гуно - Мефистофеля, "Песни и пляски смерти" Мусоргского, и вдруг пришла мысль, а почему бы не окунуться в романтическое – спеть "Дон Кихота"..? Мне захотелось в одной программе представить целую "музыкальную галерею" рыцаря из Ламанчи.

Фото: из личного архива А. Абдразакова

Сюда вошли "Три песни Дон Кихота к Дульсинее" Равеля, сцена смерти Дон Кихота из оперы Массне, а также четыре романса Дон Кихота Ибера". Все произведения прозвучат в сопровождении Симфонического оркестра Санкт-Петербурга. Дирижировать оркестром будет Пьер Валле. Произведение Ибера впервые прозвучит в России с оркестром. Такой вот романтической будет первая часть концерта. А во втором отделении я покажу себя с другой стороны: буду петь арии из мюзиклов Куола Портера. Ну а тема, которая соединяет всю программу, — это Любовь.

"Петербургский дневник": В Уфе, где вы родились, Федор Иванович Шаляпин начинал свою карьеру, вас многое связывает с его именем?

Аскар Абдразаков: В середине 90-х годов я стал лауреатом I премии на конкурсе имени Шаляпина в Казани. А в 2015-м — художественным руководителем Дачного фестиваля имени Шаляпина в Плёсе. Нам с женой Натальей очень нравится Плес, ведь Федор Иванович был дачником в Плёсе, Левитан писал здесь свои замечательные картины и у нас с моими друзьями возникла такая замечательная идея создания ежегодного фестиваля на берегу реки Волги.

Гости фестиваля Владимир Спиваков, солисты Большого театра: Ирина Долженко, Анна Аглатова, Лолитта Семенина, Армен Джигарханян и многие другие.

Фото: из личного архива А. Абдразакова

"Петербургский дневник": А если же говорить о личности Шаляпина..?

Аскар Абдразаков: Судя по воспоминаниям современников, то, конечно, это был харизматичный человек. Он был носителем русской культуры. По актерской выразительности — мхатовский артист. Чем он завораживает? Голосом, прежде всего, так ведь? Но вот что интересно. Я учился в Уфе у замечательного педагога Миляуши Галеевны Муртазиной, а она училась у баса, который пел с Шаляпиным. И этот бас говорил: "У Федьки голос был небольшой. Но он брал другим. Если мы пели во всю мощь, то он пел в два раза тише". Слушают того, кто поет тихо. Такова закономерность природы. И на этом он и играл, показывал красоту и тембр голоса.

"Петербургский дневник": Вы как-то используете это в своей практике?

Аскар Абдразаков: Что-то, наверное, да. Но все использовать невозможно. Пение тоже ведь не стоит на месте. Формируется другое исполнительское искусство — какие-то другие подачи, другой колорит, другая информация.

"Петербургский дневник": Вы с братом родились в артистической семье, сразу знали, что будете связаны с искусством?

Аскар Абдразаков: Наш отец окончил ГИТИС, был артистом театра, кино и режиссером в Уфе, основал киностудию "Башкортостан", но честно говоря, я не думал, что буду певцом. В то время папа работал на телевидении и снимал музыкальные фильмы. На съемках я познакомился с обладателем Гран-при фестиваля песни "Красная гвоздика" Радиком Гареевым, великолепным баритоном. Поинтересовался, где он учился петь, и он привел меня, 15-летнего подростка, к Муртазиной Миляуша Галеевне. Она меня послушала и взяла в свой класс.

Потом я учился в Институте искусств в Уфе, начал ездить по конкурсам и в 1991 году стал лауреатом последнего конкурса имени Глинки, который проходил под председательством Ирины Архиповой. Ну а спустя несколько лет, когда я уже год проработал в Большом театре, я попал к Ирине Константиновне в аспирантуру.

"Петербургский дневник": Ирина Архипова была важным человеком в вашей жизни?

Аскар Абдразаков: Я получил от Ирины Константиновны навыки, которые в нашем деле передаются "из рук в руки". Мне важно было услышать ее романсы и арии, мы практически всем этим занимались. Она приглашала меня в свои программы. И, кстати, именно с Ириной Константиновной связан мой сольный дебют в Петербурге. Мы должны были выступать в Капелле в сопровождении органиста Олега Янченко. Накануне концерта Архипова заболела и сказала мне: "Будешь петь один". И мне за ночь пришлось в срочном порядке доучивать программу.

"Петербургский дневник": Быть солистом Мариинского с такой плотностью талантов на один квадратный метр нелегко?

Аскар Абдразаков: Наш театр — огромный мощный организм, где постоянно что-то происходит. Постановка за постановкой. Работа кипит. Людям интересно. Здесь работают профессионалы с большой буквы. Я сейчас в Мариинском театре с Валерием Гергиевым работаю над "Сицилийской вечерней", а также оперой Беллини "Капулетти и Монтекки". В ближайших планах выступление на Красноярском фестивале, посвященном Елене Образцовой и, конечно же,третий фестиваль в Плесе.

"Петербургский дневник": У вас такая "победная" творческая биография. Вы — баловень судьбы?

Аскар Абдразаков: Знаете, я не задумываюсь об этом. Просто очень люблю то, чем занимаюсь, и делаю четко свое профессиональное дело, стараюсь быть всегда в форме. Считаю, что очень важно нам, оперным певцам, держать себя в форме. Сцена вносит свои новые правила, и ты должен выглядеть и соответствовать новой эпохе. Был такой литовский баритон – Георг Отс, Мистер Икс из "Летучей Мыши", он не позволял себе расхлябанности ни в чем, был подтянут. Я очень солидарен с ним по взглядам на себя и на творчество.

"Петербургский дневник": Расскажите о вашей недавней премьере "Хованщины" в Штутгарте?

Аскар Абдразаков: Это была очень современная постановка, режиссер училась в России в 90-е и перенесла свое восприятие Москвы на нынешнее время, а современная Россия, конечно, уже другая. Главный герой новый русский в белом пиджаке спускается с трапа самолета, его встречают девушки в кокошниках, этакая картинка России 90-х годов с новыми русскими. Герой очень своенравный и развязный, но наше историческое и заложенное культурой представление о Хованском, конечно же, намного глубже и интереснее, а не просто как о разухабистом гуляке.

Это режиссерское воплощение говорит о том, что сегодняшнее зарубежье просит такое лубочное изображение России и русских. Очень сложно воплотить новый образ, когда у тебя багаж и взгляд более исторический, мыслящий и мозаичный по этому поводу. У нас были русскоязычные партнеры по сцене, и с коллегами было просто и весело общаться и работать.

"Петербургский дневник": У вас множество высших наград международных конкурсов. Какую из них вы бы выделили особо?

Аскар Абдразаков: Пожалуй, Гран-при конкурса имени Марии Каллас в Афинах. До меня эту награду получали только певицы. Это все равно что Олимпийские игры выиграть, только вокальные.

Фото: из личного архива А. Абдразакова

"Петербургский дневник": В вашей биографии есть один резкий и неожиданный поворот, что сподвигло вас стать министром культуры Башкортостана?

Аскар Абдразаков: Мне было интересно... Нужно попробовать все. Понятно, что вокальная стезя — это каждодневный труд. Год моей вокальной жизни выпал, пришлось долго восстанавливаться. Но за этот год было сделано много важного. Удалось поднять зарплату музейных работников и библиотекарей, провести международные фестивали, открыть несколько памятников, организовать гастроли БДТ... Впервые у нас выступил с концертами маэстро Валерий Гергиев...

"Петербургский дневник": Вы ведете свою программу на радио "Орфей", зачем вам радио при вашей занятости?

Аскар Абдразаков: Идея возникла спонтанно и сразу заинтриговала, так появилась программа "Гримерка "Орфея"". Было, поначалу, конечно, опасение: справлюсь ли? Я все-таки не профессиональный журналист. Но может, это и помогает мне: коллеги, которые оказываются у меня "в гостях", иногда так разговорятся, как не получилось бы, если бы их интервьюировали для газеты или журнала. Я, конечно, готовлюсь к эфиру, читаю о моем собеседнике, но, общаясь с ним перед записью, я делаю акцент на том, что я не журналист. Мол, сложносочиненных и провокационных вопросов не задаю, и вообще — мы можем беседовать на любые темы, на какие вы захотите. И это заведомо снимает напряжение, раскрепощает человека.

А мне участие в этой программе важно для внутреннего развития. Ведь я встречаюсь с такими талантливыми людьми, это, помимо всего прочего, просто очень-очень интересно.

"Петербургский дневник": 9 февраля в Филармонии на вашем сольном концерте дирижирует Пьер Валл. Расскажите о нем. Ведь он еще ни разу не выступал в России.

Аскар Абдразаков: Мы познакомились с Пьером в Вильнюсе в процессе работы над "Дон Карлосом", он действительно впервые выступит в России, живет в Нью-Йорке и прилетает на наш концерт сразу после работы в Метрополитен. Мне кажется, что мы сможет открыть нашим зрителями новое имя.