Яндекс.Метрика
  • Полина Романенко

Аскар Абдразаков: почему бы не окунуться в романтическое – спеть "Дон Кихота"

Девятого февраля на сцене Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.Д. Шостаковича солист Мариинского театра, народный артист Башкортостана, прославленный бас Аскар Абдразаков даст свой первый сольный концерт. В нем он осмысливает шаляпинский образ Дон Кихота и открывает новые грани басового репертуара ариями из популярных мюзиклов.

Девятого февраля на сцене Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.Д. Шостаковича солист Мариинского театра, народный артист Башкортостана, прославленный бас Аскар Абдразаков даст свой первый сольный концерт. В нем он осмысливает шаляпинский образ Дон Кихота и открывает новые грани басового репертуара ариями из популярных мюзиклов.

"Петербургский дневник": Аскар, расскажите, в чем особенность программы этого вечера, 9 февраля, в Филармонии?

Аскар Абдразаков: У меня в репертуаре была программа "Дьяволиада", в которой я исполнял арии из опер "Мефистофель" Арриго Бойто и "Фауст" Шарля Гуно - Мефистофеля, "Песни и пляски смерти" Мусоргского, и вдруг пришла мысль, а почему бы не окунуться в романтическое – спеть "Дон Кихота"..? Мне захотелось в одной программе представить целую "музыкальную галерею" рыцаря из Ламанчи.

Фото: из личного архива А. Абдразакова

Сюда вошли "Три песни Дон Кихота к Дульсинее" Равеля, сцена смерти Дон Кихота из оперы Массне, а также четыре романса Дон Кихота Ибера". Все произведения прозвучат в сопровождении Симфонического оркестра Санкт-Петербурга. Дирижировать оркестром будет Пьер Валле. Произведение Ибера впервые прозвучит в России с оркестром. Такой вот романтической будет первая часть концерта. А во втором отделении я покажу себя с другой стороны: буду петь арии из мюзиклов Куола Портера. Ну а тема, которая соединяет всю программу, — это Любовь.

"Петербургский дневник": В Уфе, где вы родились, Федор Иванович Шаляпин начинал свою карьеру, вас многое связывает с его именем?

Аскар Абдразаков: В середине 90-х годов я стал лауреатом I премии на конкурсе имени Шаляпина в Казани. А в 2015-м — художественным руководителем Дачного фестиваля имени Шаляпина в Плёсе. Нам с женой Натальей очень нравится Плес, ведь Федор Иванович был дачником в Плёсе, Левитан писал здесь свои замечательные картины и у нас с моими друзьями возникла такая замечательная идея создания ежегодного фестиваля на берегу реки Волги.

Гости фестиваля Владимир Спиваков, солисты Большого театра: Ирина Долженко, Анна Аглатова, Лолитта Семенина, Армен Джигарханян и многие другие.

Фото: из личного архива А. Абдразакова

"Петербургский дневник": А если же говорить о личности Шаляпина..?

Аскар Абдразаков: Судя по воспоминаниям современников, то, конечно, это был харизматичный человек. Он был носителем русской культуры. По актерской выразительности — мхатовский артист. Чем он завораживает? Голосом, прежде всего, так ведь? Но вот что интересно. Я учился в Уфе у замечательного педагога Миляуши Галеевны Муртазиной, а она училась у баса, который пел с Шаляпиным. И этот бас говорил: "У Федьки голос был небольшой. Но он брал другим. Если мы пели во всю мощь, то он пел в два раза тише". Слушают того, кто поет тихо. Такова закономерность природы. И на этом он и играл, показывал красоту и тембр голоса.

"Петербургский дневник": Вы как-то используете это в своей практике?

Аскар Абдразаков: Что-то, наверное, да. Но все использовать невозможно. Пение тоже ведь не стоит на месте. Формируется другое исполнительское искусство — какие-то другие подачи, другой колорит, другая информация.

"Петербургский дневник": Вы с братом родились в артистической семье, сразу знали, что будете связаны с искусством?

Аскар Абдразаков: Наш отец окончил ГИТИС, был артистом театра, кино и режиссером в Уфе, основал киностудию "Башкортостан", но честно говоря, я не думал, что буду певцом. В то время папа работал на телевидении и снимал музыкальные фильмы. На съемках я познакомился с обладателем Гран-при фестиваля песни "Красная гвоздика" Радиком Гареевым, великолепным баритоном. Поинтересовался, где он учился петь, и он привел меня, 15-летнего подростка, к Муртазиной Миляуша Галеевне. Она меня послушала и взяла в свой класс.

Потом я учился в Институте искусств в Уфе, начал ездить по конкурсам и в 1991 году стал лауреатом последнего конкурса имени Глинки, который проходил под председательством Ирины Архиповой. Ну а спустя несколько лет, когда я уже год проработал в Большом театре, я попал к Ирине Константиновне в аспирантуру.

"Петербургский дневник": Ирина Архипова была важным человеком в вашей жизни?

Аскар Абдразаков: Я получил от Ирины Константиновны навыки, которые в нашем деле передаются "из рук в руки". Мне важно было услышать ее романсы и арии, мы практически всем этим занимались. Она приглашала меня в свои программы. И, кстати, именно с Ириной Константиновной связан мой сольный дебют в Петербурге. Мы должны были выступать в Капелле в сопровождении органиста Олега Янченко. Накануне концерта Архипова заболела и сказала мне: "Будешь петь один". И мне за ночь пришлось в срочном порядке доучивать программу.

"Петербургский дневник": Быть солистом Мариинского с такой плотностью талантов на один квадратный метр нелегко?

Аскар Абдразаков: Наш театр — огромный мощный организм, где постоянно что-то происходит. Постановка за постановкой. Работа кипит. Людям интересно. Здесь работают профессионалы с большой буквы. Я сейчас в Мариинском театре с Валерием Гергиевым работаю над "Сицилийской вечерней", а также оперой Беллини "Капулетти и Монтекки". В ближайших планах выступление на Красноярском фестивале, посвященном Елене Образцовой и, конечно же,третий фестиваль в Плесе.

"Петербургский дневник": У вас такая "победная" творческая биография. Вы — баловень судьбы?

Аскар Абдразаков: Знаете, я не задумываюсь об этом. Просто очень люблю то, чем занимаюсь, и делаю четко свое профессиональное дело, стараюсь быть всегда в форме. Считаю, что очень важно нам, оперным певцам, держать себя в форме. Сцена вносит свои новые правила, и ты должен выглядеть и соответствовать новой эпохе. Был такой литовский баритон – Георг Отс, Мистер Икс из "Летучей Мыши", он не позволял себе расхлябанности ни в чем, был подтянут. Я очень солидарен с ним по взглядам на себя и на творчество.

"Петербургский дневник": Расскажите о вашей недавней премьере "Хованщины" в Штутгарте?

Аскар Абдразаков: Это была очень современная постановка, режиссер училась в России в 90-е и перенесла свое восприятие Москвы на нынешнее время, а современная Россия, конечно, уже другая. Главный герой новый русский в белом пиджаке спускается с трапа самолета, его встречают девушки в кокошниках, этакая картинка России 90-х годов с новыми русскими. Герой очень своенравный и развязный, но наше историческое и заложенное культурой представление о Хованском, конечно же, намного глубже и интереснее, а не просто как о разухабистом гуляке.

Это режиссерское воплощение говорит о том, что сегодняшнее зарубежье просит такое лубочное изображение России и русских. Очень сложно воплотить новый образ, когда у тебя багаж и взгляд более исторический, мыслящий и мозаичный по этому поводу. У нас были русскоязычные партнеры по сцене, и с коллегами было просто и весело общаться и работать.

"Петербургский дневник": У вас множество высших наград международных конкурсов. Какую из них вы бы выделили особо?

Аскар Абдразаков: Пожалуй, Гран-при конкурса имени Марии Каллас в Афинах. До меня эту награду получали только певицы. Это все равно что Олимпийские игры выиграть, только вокальные.

Фото: из личного архива А. Абдразакова

"Петербургский дневник": В вашей биографии есть один резкий и неожиданный поворот, что сподвигло вас стать министром культуры Башкортостана?

Аскар Абдразаков: Мне было интересно... Нужно попробовать все. Понятно, что вокальная стезя — это каждодневный труд. Год моей вокальной жизни выпал, пришлось долго восстанавливаться. Но за этот год было сделано много важного. Удалось поднять зарплату музейных работников и библиотекарей, провести международные фестивали, открыть несколько памятников, организовать гастроли БДТ... Впервые у нас выступил с концертами маэстро Валерий Гергиев...

"Петербургский дневник": Вы ведете свою программу на радио "Орфей", зачем вам радио при вашей занятости?

Аскар Абдразаков: Идея возникла спонтанно и сразу заинтриговала, так появилась программа "Гримерка "Орфея"". Было, поначалу, конечно, опасение: справлюсь ли? Я все-таки не профессиональный журналист. Но может, это и помогает мне: коллеги, которые оказываются у меня "в гостях", иногда так разговорятся, как не получилось бы, если бы их интервьюировали для газеты или журнала. Я, конечно, готовлюсь к эфиру, читаю о моем собеседнике, но, общаясь с ним перед записью, я делаю акцент на том, что я не журналист. Мол, сложносочиненных и провокационных вопросов не задаю, и вообще — мы можем беседовать на любые темы, на какие вы захотите. И это заведомо снимает напряжение, раскрепощает человека.

А мне участие в этой программе важно для внутреннего развития. Ведь я встречаюсь с такими талантливыми людьми, это, помимо всего прочего, просто очень-очень интересно.

"Петербургский дневник": 9 февраля в Филармонии на вашем сольном концерте дирижирует Пьер Валл. Расскажите о нем. Ведь он еще ни разу не выступал в России.

Аскар Абдразаков: Мы познакомились с Пьером в Вильнюсе в процессе работы над "Дон Карлосом", он действительно впервые выступит в России, живет в Нью-Йорке и прилетает на наш концерт сразу после работы в Метрополитен. Мне кажется, что мы сможет открыть нашим зрителями новое имя.