Яндекс.Метрика
  • Валерий Островский

Возвращение домой

На днях пришла сенсационная новость о том, что принято решение передать Иса­акиевский собор Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви (Московского патриархата).

политолог:

На днях пришла сенсационная новость о том, что принято решение передать Иса­акиевский собор Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви (Московского патриархата).

Православные, как и представители иных традиционных конфессий (которым доступ в собор обещают сделать открытым), с удовлетворением восприняли эту весть. «За» высказались и подавляющее большинство депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга. И лишь несколько человек выразили свое возмущение предполагаемым шагом городской исполнительной власти. Число несогласных с передачей, похоже, незначительно. Ведь вопрос о передаче церкви ее зданий и прочей утвари далеко не нов. Он широко обсуждался еще на рубеже 80‑90‑х гг. ХХ в. И тогда содержательная сторона проблемы мало волновала «прогрессоров». Они ставили вопрос по‑иному. Дескать, если реституция – так всеобщая. В противном случае будет нарушен принцип социальной справедливости.

Но 1993 г. расставил все по местам. Референдум по новой Конституции (действующей и по сей день) четко разделил светское государство и традиционные конфессии. Принцип «Богу – богово, кесарю – кесарево» оказался перенесенным в современную Россию. Впрочем, дискуссии не утихли. Все большую мощь набирала тенденция «симфонии» государства и церкви.
После кончины патриарха Алексия II его преемник Святейший патриарх Кирилл приложил массу усилий для продолжения воцерковления мирян. Его соратником в этом деле стал президент Владимир Путин, равно как и премьер Дмит­рий Медведев.

В Петербург пришел губернатор Георгий Полтавченко, который тонко и умно проводит линию, соответствующую интересам горожан и взглядам президента. Вот в русле этой «симфонии» в городе и стали происходить значимые перемены. Еще в конце ХХ в.

Православной церкви был возвращен Казанский собор, который использовался в качестве музея. Помнится, и в ту пору «демократический» Ленсовет неистовствовал. А совсем недавно епархии был возвращен Смольный собор, причем отреставрированный. Наконец, настала пора и Исаакиевского собора. В безбожные времена там под куполом подвесили шар, так называемый маятник Фуко, чтобы доказать вращение Земли. В конце концов его демонтировали – и никто этого не испугался. Так стоит ли бояться того, что весь Исаакий перейдет в пользование Русской православной церкви?