Когда ребенка пора вести на развивающие курсы
Идея раннего развития стала невероятно популярна. Родители уже не спрашивают: «Развивать или нет?», а интересуются, как сделать развитие более правильным. С какого возраста не страшно идти в «развивашку», на что стоит обращать внимание, развивая ребенка?
Современные родители знают, что развивать ребенка «после трех – уже поздно». Возможно, поэтому центры раннего развития заполнены 10‑месячными младенцами, не умеющими ходить.
Выход в свет
Молодая мама Татьяна Иванова впервые привела дочь в центр детского развития в 11 месяцев, вскоре после того как ребенок научился ходить. «На улице была осень, и я решила, что дочери будет интересно и полезно заниматься в новом месте с другими детьми, а не сидеть весь день в квартире», – вспоминает она.
«Развивашка» ребенку в целом понравилась, однако какого‑то особого педагогического эффекта в первые месяцы занятий мама не увидела: девочка могла полчаса просто бегать с одной игрушкой в руках, коллективные игры и танцы игнорировала. «По-настоящему ей стало интересно, когда исполнилось 1 год и 3 месяца. Было видно, что наступил период, когда ей хочется танцевать с другими детьми, наблюдать за ними и повторять что‑то», – вспоминает Татьяна.
Визит в развивающий центр для многих мам, по ее мнению, становится чем‑то вроде выхода в свет: им скучно сидеть дома с детьми, отсюда и желание вести младенцев в «развивашки».
«По моим ощущениям, до 1,5 года дети не нуждаются именно в развивающих центрах», – полагает Татьяна Иванова.
Однако никакого вреда в подобных «выходах в свет» нет, если ребенок находится вместе с мамой, уверена психолог Екатерина Чечик.
Эмоции и гигиена
Развивающие центры готовы принимать детей с 8‑месячного возраста. И если родители ведут туда ребенка, они имеют на это право. «Правил нет. Маме захотелось попробовать. Она пошла – ей и ребенку понравилось. Мама получает новый круг общения. Ребенок – как минимум смену деятельности. Даже если это только улучшает эмоциональное состояние мамы – для ребенка в возрасте около года это уже бонус. Разумеется, в том случае, если и ребенку там хорошо», – убеждена психолог.
Другим важным фактором при выборе центра должно стать его расположение: 40‑минутная поездка на метро до «развивашки» вряд ли добавит хороших эмоций годовалому ребенку.
Развивающая среда
Если в центр раннего развития ходить не получается или не хочется, развивающую среду при желании можно создать и дома, полагает Татьяна Иванова. Одно из самых простых правил такой домашней «развивашки»: все игрушки должны быть расположены так, чтобы ребенок мог легко их достать.
Психологи смотрят на желание родителей создавать развивающую среду более спокойно. Даже если ваш дом не напоминает комнату из «Монтессори-детсада», беспокоиться не стоит, убеждены они. Все дети индивидуальны, и поэтому искать общие для всех готовые решения и схемы развития бессмысленно, говорит Екатерина Чечик.
Нормы и стандарты
Этот тезис подтверждает и вышедший в 2010 г. французский документальный фильм «Малыши» (Bébé(s). Французские документалисты в течение 18 месяцев следили за развитием четверых детей в США, Японии, Монголии и Намибии. Лишенные «правильной» развивающей среды младенцы из Африки и Монголии, как оказалось, ни в чем не уступали сверстникам из развитых стран.
Развивая своего ребенка, стоит помнить не о социальных стандартах, а о возрастных нормах. Так, до школы важно развить речь и социально-коммуникативные навыки, мелкую и крупную моторику. Всегда стоит помнить главное: каждый ребенок индивидуален. И, возможно, залогом успешного развития станут не только занятия с квалифицированными преподавателями, но и атмосфера, в которой воспитывается ребенок. Любящие, внимательные родители в силах наполнить жизнь своего ребенка положительными эмоциями, с которых и начинается раннее развитие.
«Маме, которая начала водить младенца в развивающий центр, стоит обратить внимание в первую очередь на эмоциональное состояние – свое и ребенка. Именно хорошие эмоции будут залогом успеха. Если их нет – стоит сменить центр или отказаться от него. В режиме принуждения занятия точно не будут полезны», - говорит петербургский психолог Екатерина Чечик.