Яндекс.Метрика
  • Татьяна Кустова, старший научный сотрудник ГМЗ «Гатчина»

Павел I: как воспитывали будущего императора

В коллекции живописи Гатчинского дворца есть портрет великого князя Павла Петровича кисти А. П. Лысенко. На картине мы видим маленького мальчика в бархатном кафтане. Голубая муаровая лента, орден Святого Андрея Первозванного, орден Святой Анны, эстамп с изображением Петра I – все говорит о том, что перед нами – наследник престола. Как воспитывали будущего императора? Как готовили к царствованию? Кто был его первым воспитателем и как называлась газета, в которой можно было узнать обо всех поступках великого князя – хороших и плохих? Расскажем сегодня.

В коллекции живописи Гатчинского дворца есть портрет великого князя Павла Петровича кисти А. П. Лысенко. На картине мы видим маленького мальчика в бархатном кафтане. Голубая муаровая лента, орден Святого Андрея Первозванного, орден Святой Анны, эстамп с изображением Петра I – все говорит о том, что перед нами – наследник престола. Как воспитывали будущего императора? Как готовили к царствованию? Кто был его первым воспитателем и как называлась газета, в которой можно было узнать обо всех поступках великого князя – хороших и плохих? Расскажем сегодня.

Будущий император Павел I родился 20 сентября 1754 г. в Летнем дворце, что находился на месте Михайловского замка. Сразу после появления на свет малыша унесли в покои венценосной бабушки Елизаветы Петровны, где отдали в руки нянюшек. Двадцать пятого сентября в придворной церкви Летнего дворца состоялось крещение младенца, совершил его духовник государыни прото­пресвитер Федор Дубянский. По окончании церемонии императрица Елизавета Петровна поднесла великой княгине Екатерине Алексеевне на золотом блюде указ о пожаловании ей 100 тыс. рублей – подарок за рождение мальчика.

Под руководством государыни

Колыбель ребенка по приказу государыни Елизаветы установили в ее собственной спальне. Со всей пылкостью женщины, никогда не имевшей детей, бабушка-императрица старалась всячески подчеркнуть свой новый статус, оказывала Павлу живейшее внимание, прибегала на каждый его крик. Матери же, великой княгине Екатерине Алексеевне, дозволялось лишь изредка видеться с сыном: первый раз на 40‑й день после рождения, второй – весной 1755 г. Так что с младенческих лет Павел воспитывался под руководством государыни. В 4 года его начали обучать русской грамоте и счету.

Первый воспитатель

Первым воспитателем в 1758 г. стал дипломат Федор Дмитриевич Бехтеев. Он привил Павлу Петровичу любовь к дисциплине и военному делу, а чтобы у ребенка ­появился интерес к учебе, придумал увлекательный алфавит. Буквы его были изображены на бантах маленьких фигурок драгун, вырезанных из дерева. На таких же, только выполненных из кости гренадерах и мушкетерах значились французские литеры. С помощью игрушечной раздвижной крепости ученик изучал цифры и мог произвести арифметические действия.

Ф. Д. Бехтеев придумал нечто особенное: начал печатать небольшую газету, где под рубрикой «Из Петербурга» освещалась жизнь великого князя и рассказывалось о его поступках, хороших и плохих. Преподаватель уверял: газета рассылается по всей Европе, а значит, будущий государь непременно должен ее читать, если хочет знать, что о нем говорят. Очень скоро мальчик вполне сносно читал и считал. В 6 лет для него специально был составлен учебник по физике.

«К мелочам вкусу не давать»

В 1760 г. императрица на должность главного наставника назначила Никиту Ивановича Панина, которому строго было наказано: Павлу «к мелочам вкусу не давать», а стараться приучать к делам «генеральным», так как жизнь государя должна быть составлена «из беспрерывных трудов и подвигов к пользе и прославлению любезного отечества». По просьбе Елизаветы Панин представил на высочайшее утверждение план, по которому намеревался действовать. Главным в обучении великого князя должно было стать «чувствительное познание Творца», а потому следовало в первую очередь «поспешествовать научению Закона Божия». В документе, в частности, говорилось, как сохранить в чистом сердце его высо­чества «расположение к природным человеческим добродетелям», как расширять их, «чтобы склонность к добру и честности» укоренились и «неприметным образом возрастали…».

Наследник престола

В 1761 г. при вступлении на престол Петра III племянника императрицы Елизаветы Петровны, семилетний Павел Петрович был объявлен наследником престола и цесаревичем. Это потребовало более серьезной учебной подготовки. Великому князю следовало знать богословие, математику, историю, географию, физику, астрономию, военное и морское дело, а также музыку и танцы; уметь ездить верхом и фехтовать. Панин тщательно подобрал известных учителей, среди них: будущий президент Академии наук А. Л. Николаи, академик Франц Эпинус, географ и литератор Плещеев, композитор Манфредини. В законоучители был призван иеромонах Платон (Левшин). Став духовником наследника престола, отец Платон выполнил в полной мере свой высокий христианский долг: цесаревич у него учился хорошо, богословие стало любимым его предметом.

Интересные подробности

Первый в своей жизни экзамен 12 сентября 1765 г. Павел сдавал по Закону Божию. Испытание длилось 45 минут, и он отлично его выдержал.

С не меньшим удовольствием Павел занимался математикой. Преподавал ее Семен Андреевич Порошин. Благодаря этому человеку, который ежедневно на протяжении почти полутора лет заносил в тетрадь все, что происходило днем у великого князя, стали известны подробности детских лет Павла. Наследник рос впечатлительным и несколько пугливым: его тревожил ветер, он наблюдал за ним каждое утро, и когда появлялись на небе темные тучи, цесаревич осведомлялся, скоро ли они пройдут и нет ли опасности. Если по какой‑то причине отход ко сну задерживался, это расстраивало великого князя, поскольку он при­учился вставать и ложиться в одно и то же время. Когда приезжала императрица Екатерина II, что случалось нечасто, ее фрейлины играли с «милым Пунюшкою». Сначала он был весел, потом стал проситься к себе, но получил отказ: «Нельзя, еще не ушла императрица». Тогда он начал «с ножки на ножку переступать, помигивать и смотреть на плафон, чтобы скрыть свое нетерпение». Такое непристойное по тем временам поведение заметил Никита Иванович, и цесаревич получил нагоняй: с позором, со снятием шпаги, с запрещением кому бы то ни было с ним разговаривать.

Каждый день к обеду наследника приглашали знаменитых людей: полководцев, знатоков искусства, архитекторов. В присутствии мальчика говорили о науках, истории, касались тем политичес­ких. Воспитанник участвовал в разговорах на равных, учился «шутить без колкости, а чужие шутки принимать без обиды». В часы отдыха великий князь «точил» на станке, почти каждый день играл в бильярд, разглядывал картинки иллюстрированной «Энциклопедии наук и ремесел»; особенно нравились ему географические карты. Увлекшись историей ордена святого Иоанна Иерусалимского, Павел Петрович представлял себя храбрым мальтийским кавалером и защитником слабых, он мечтал командовать отрядом дворян и совершать рыцарские подвиги.

Блестяще образован

Как и планировалось, в 14 лет Павла Петровича начали обучать «прямой государственной науке»: он принимал иностранных послов, вел разговоры с чиновниками и разбирал дела, принесенные из Сената. Особенно увлекало его военное дело, которое он стремился познать до тонкостей. К этому времени цесаревич уже хорошо был знаком с творчеством известных писателей и философов-просветителей, прекрасно владел латынью, французским и немецким языками. К 18 годам обучение было завершено. Полученное им образование впоследствии назовут блестящим. Полный сил и энергии, наследник престола великий князь Павел Петрович Романов готов был царствовать.

О традициях воспитания детей в царском доме можно узнать на выставке «Детство во дворце», которая недавно открылась в му­зее-заповеднике «Гатчина». Как крестили детей, в какие игры играли в XIX в., в чем состояли различия в образовании сыновей и дочерей? Какие задачки решали царственные наследники? Вы сможете самостоятельно ответить на вопросы из старинного учебника и даже блеснуть талантом на сцене домашнего театра, как это делали юные великие князья. В каждом зале есть интерактивные зоны, где можно испытать на себе, что значит быть царским ребенком: разучить танцевальные движения, освоить приемы вольтижировки, сыграть в шахматы, научиться пользоваться телефонным коммутатором.

Выставка «Детство во дворце» рассказывает о традициях воспитания детей на примере двух царских семей: Павла I и его правнука Александра III, дольше других проживших в Гатчине.