Капитан 1-го ранга Александр Евсеев: есть немало способов перехитрить противника
Участник первого кругосветного похода советской стратегической АПЛ с баллистическими ядерными ракетами на борту рассказал о легендарном путешествии и тайнах подводного противостояния СССР и США. Атомный ракетоносец К-408 проложил путь от наших северных морей до Дальнего Востока вдоль американского побережья. Александр Евсеев - капитан 1-го ранга (в отставке), председатель Комитета ветеранов подразделений особого риска РФ.
"Петербургский дневник": Большинство наших подлодок при передислокации на Дальний Восток идут Северным морским путем. Почему ваш поход проходил через южные моря?
Александр Евсеев: К 1971 г. на основной базе Северного флота в Гаджиево находилось уже более 10 подводных ракетоносцев с внушительной дальностью стрельбы. В то же время относительно неприкрытым оставалось дальневосточное направление. Ввиду возросшей активности американских ВМС на Тихом океане командование ВМФ СССР поставило задачу командиру АПЛ К-408 проекта 667 А Виктору Привалову осуществить межфлотский переход.
Фото: из архива А.С. ЕвсееваИзначально планировалось пройти северным путем, но из‑за технических неполадок пришлось перенести сроки выхода в море. Переход северным путем хотя и короче почти в 3 раза, но настолько же и опаснее. Выдвигаться этим маршрутом нужно было не позднее сентября, когда льды наименее сплочены.
Когда ремонт подлодки закончился, на дворе стоял январь, так что было решено внести коррективы в первоначальный план, и К-408 отправилась к своей цели 7 января по неизведанному ранее маршруту.
"Петербургский дневник": Как отреагировал вероятный противник на нетипичное поведение советской АПЛ?
Александр Евсеев: Американцы всегда старались не упускать наши подлодки из виду, а мы делали все, чтобы они как можно быстрее потеряли наш след. В большинстве случаев это нам удавалось. Однако в этот раз нам предстояло преодолеть фареро-исландский противолодочный рубеж, напичканный мощными средствами обнаружения.
Американцы и их союзники по НАТО использовали высокоэффективную гидроакустическую противолодочную систему SOSUS. Наши АПЛ 1‑го и 2‑го поколений были для этой техники как на ладони. Кроме того, рубеж патрулировался десятками разведывательных самолетов и противолодочных надводных кораблей. Надо понимать, что если подлодку засекли и ведут, ее можно считать потенциально уничтоженной.
Фото: из архива А.С. ЕвсееваПроскользнуть незамеченными не представлялось возможным. Тогда старший на борту – командир 19‑й дивизии ПЛ контр-адмирал Владимир Чернавин принял неординарное решение. Он приказал погрузиться на глубину 250 м и дать самый полный ход. Двое суток мы неслись как ошпаренные, со скоростью 26,5 узла (около 50 км/ч) на ручном управлении. На такой скорости наши акустики практически ничего не слышали, но и средства акустической разведки вероятного противника были бесполезны.
В течение двух суток шли по боевой готовности № 1, ждали, как проявят себя натовцы. Они оказались совершенно не готовы к нашему стремительному появлению, а когда спохватились и начали поиск, мы уже растворились в Атлантике.
"Петербургский дневник": Наши лодки первых поколений были «шумными», как удавалось скрываться от преследования?
Александр Евсеев: Существует немало способов перехитрить противника. Так, из базы может одновременно выйти несколько подлодок: уследить за всеми не получится. Пока субмарина с боевым заданием уходит по маршруту, другие отвлекают внимание на себя, а затем возвращаются на базу.
Наибольшую трудность представляет преодоление проливов. Например, чтобы войти в Средиземное море, нужно пройти Гибралтарский пролив. Учитывая количество противолодочных средств и недостаточное пространство для маневра, приходилось импровизировать. Чаще всего наши подлодки подстраивались под днище крупных судов и, прикрываясь их шумом, проскальзывали под самым носом вероятного противника.
Фото: из архива А.С. ЕвсееваВообще под водой иной раз бывает достаточно тесно. Вспомните К-19, которая неоднократно сталкивалась с американскими подлодками, причем однажды прямо на выходе из нашей базы.
"Петербургский дневник": Скажите, проводились ли залповые пуски ядерных ракет?
Александр Евсеев: Для проверки собственных возможностей и СССР, и США проводили пуски баллистических ракет с подлодок. Впрочем, это были пуски одной-двух МБР. Единственный подобный пуск в мире был произведен в 1991 г.АПЛ К-407 «Новомосковск» в рамках операции «Бегемот». К целям на полигоне Кура устремилось 16 ракет Р-29РМ. Операция «Бегемот» подтвердила возможности советского подводного флота реализовать эффективный сценарий полномасштабной ядерной войны.
"Петербургский дневник": На борту К-408 имелось 16 МБР с ядерными боеголовками, это ведь был не просто межфлотский переход?
Александр Евсеев: Командование решило совместить две задачи: передислокацию и боевую службу. Поэтому маршрут был построен таким образом, чтобы максимально длительное время иметь территорию США в зоне поражения.
Сначала под прицелом было восточное побережье США, а после того как мы обогнули мыс Горн, подготовили перфокарты по целям на западном побережье. При получении приказа мы были готовы нанести ракетный удар по Сан-Франциско, Пасифик-Бич, Лос-Анджелесу и острову Гуам, то есть по основным базам ВМС США на Тихом океане. В частности, на Гуаме в бухте Апра базировалась 15‑я эскадра американских АПЛ с баллистическими ракетами системы «Поларис-Посейдон», нацеленными на наши дальневосточные берега. К слову, когда в 1980‑х гг. американцы, используя свое влияние на НАТО, разместили «Першинги» вблизи границы СССР, подлетное время ядерный ракеты до Москвы стало менее 20 минут. В ответ на это Советский Союз усилил патрулирование стратегическими подлодками, а субмарины с ракетами средней дальности были приближены к американским берегам.
"Петербургский дневник": Во время вашего перехода были естественные преграды, которые пришлось преодолевать?
Александр Евсеев: Мы дважды пересекали экватор, и замечу, что в южных морях наши моряки чувствовали себя не очень комфортно. К-408 была ориентирована на северные широты, посему в энергетических отсеках температура доходила до 50 градусов по Цельсию.
Наибольшую трудность представляло форсирование пролива Дрейка. В этом районе наблюдался пик движения айсбергов, откалывающихся от берегов Антарктиды. Как известно, над водой находится лишь малая часть айсберга, осадка ледяной глыбы может достигать 200 м и более. Желания внезапно встретить на пути многотонный кусок льда и «сыграть пьесу «Титаник» не было никакого. Для безопасного форсирования пролива мы использовали надводный корабль, шедший схожим курсом. Завидев айсберг, надводники уходили в сторону, а К-408 незамедлительно повторяла этот маневр.
Потом судно продолжило свой путь, а мы взяли курс на Камчатку. В бухту Крашенинникова К-408 прибыла 19 марта 1972 г. Наш корабль стал первым «стратегом», прошедшим этим маршрутом, и проложил путь остальным подводным ракетоносцам.
Подлодки позволяют произвести пуски межконтинентальных баллистических ракет из различных точек океана, что повышает коэффициент успешного поражения заданных целей.
Уже через год, в 1972 г., атомная подводная лодка К-415 совершила трансокеанский межфлотский переход по маршруту, проверенному ракетоносцем К-408.
Все факты об авариях на подлодках собирались в специальный журнал, с которым могли ознакомиться командиры субмарин, чтобы не допустить подобного на своем корабле.
Подлодка проекта 667 А (по классификации НАТО Yankee) разработана ЛПМБ «Рубин». Серия советских АПЛ, оснащенных комплексом Д-5 с 16 баллистическими ракетами Р-27 на борту. Предельная глубина погружения 450 м. Максимальная скорость 28 узлов. Автономность плавания – 90 суток.
Трансарктический межфлотский переход К-408 занял 71 сутки, за это время субмарина ни разу не всплывала на поверхность, сохраняя режим секретности.