Как я была промохантером
социолог:
Новые слова с некоторым опозданием приходят к нам с Запада вместе с явлениями, которые за границей уже стали знаком повседневности. Например, слово "промохантер" – охотник за скидками.
Мы уже писали, что в трудных экономических условиях многие граждане сделали охоту за скидками одним из способов выживания. И если прежде этим занимались главным образом пенсионеры, то сейчас "по одежке протягивать ножки" научились и представители других социальных групп.
Вот и некоторые социологи вроде меня, пока не стоящие на пороге нищеты, сочли разумным попробовать себя на этом поприще. Не скрою, для меня это был скорее полезный для профессии эксперимент, чем попытка изменить образ жизни. Взяв в качестве консультантов соседок-пенсионерок, которые давно присмотрели "хлебные места" – то есть большие сетевые магазины, где часто предлагают скидки, я обогатилась информацией о том, что такие акции, во‑первых, бывают в определенные дни, во‑вторых, ловить удачу следует с утра, поскольку к вечеру лучший товар разберут. Соседки уверяли, что такая тактика – большое подспорье скудному бюджету. За время недельного эксперимента, покупая продукты по акциям и записывая разницу от полной цены, я сэкономила 1,2 тыс. рублей. Сумма невелика, но для пенсионеров без дополнительных доходов – значительная.
Другое дело, что за время охоты мне как специалисту по уровню жизни стало ясно: ведясь на щедрые предложения типа "купи два, а третий бесплатно", люди часто покупают много того, чего не планировали.
В итоге расходы на питание не сокращаются, а даже растут. Но "охотники" со стажем все же ухитряются получить от акций выгоду. Социологи знают, что любители скидок живут с набитыми холодильниками, куда складируют "бесплатные" продукты, которые не очень‑то нужны.
Я убедилась в этом на деле: купив задешево огромного свежего карпа, второго я получила даром. Но поскольку он был явно лишним, пришлось заняться фудшерингом (то есть поделиться едой с ближним). И малоимущая старушка, которой я отдала рыбину, осталась довольна. Не устаю повторять, что нашим муниципалитетам следует иметь списки нуждающихся, чтобы жильцы знали, куда отнести лишние вещи и еду.
Может, лучше накормить конкретную старушку, чем направлять средства в малопонятные фонды?