Гении места и юбилей Довлатова
Социолог:
Социологи постоянно отмечают общественные дискуссии, которые все чаще возникают вокруг установки памятников и мемориальных знаков, посвященных героям.
Именно сегодня люди с особой охотой принимают идеи по созданию памятников известным людям эпохи 1970–1980‑х гг., чья жизнь и деятельность проходили на глазах нынешнего поколения.
Вот и сейчас муссируется предложение увековечить память одного из самых колоритных ленинградско-петербургских писателей, а позже востребованного за океаном журналиста Сергея Довлатова, которому 3 сентября исполнилось бы 75 лет.
Многие из ныне живущих ньюсмейкеров бывали в гостях у Довлатова на ул. Рубинштейна или тусовались с ним в кафе "Сайгон" на углу Невского пр.
Кстати, не раз уже звучали предложения отметить памятной доской дом, где некогда располагалось это культовое место встреч представителей ленинградского андеграунда.
Что касается юбилея Довлатова, то культурная общественность Петербурга намерена отметить этот "День Д" серией выставок и кинопоказов. Есть и вариант памятника Довлатову, который предполагалось установить у дома 23 по ул. Рубинштейна.
Как любая яркая личность, Довлатов не всеми воспринимается однозначно, но стремление увековечить память именно такого человека – нашего современника, жившего одними заботами с людьми своего поколения, а потому понятного и любимого – кажется закономерным. Не случайно во многих городах Европы в последнее время появилось столько памятников людям обычных профессий – пожарным или полицейским. Однако судьба памятников, замысел которых вышел "из народа", порой бывает непростой.
Всего один день простоял в Петербурге памятник Виктору Цою, а в конце концов бронзовый "последний герой" обрел свое место… в районном городке Окуловке. И надо сказать, что с его появлением прежде заштатный городок обрел новую жизнь: теперь здесь проходят знаковые культурные события, связанные с Цоем, так что его фигура стала гением (то есть духом) этого места.
Решая вопрос, быть новому памятнику или не быть, надо помнить, что он может и должен не только визуально, но и смыслово преображать окружающую среду. И менять ее надо, считаясь с мнением жителей близлежащих улиц.