Злоумышленники в Петербурге все чаще маскируются под благотворителей
В своем желании заработать на чуткости петербуржцев мошенники не гнушаются выманивать деньги на «лечение» больных детей, маскироваться под волонтеров и даже собирать одежду, предназначенную для нуждающихся.
Один из типичных приемов – маскировка под реальные призывы благотворительных некоммерческих организаций (НКО).
Так, в соцсетях довольно часто встречаются просьбы о помощи детям, которым поставлены страшные диагнозы. Авторы таких сообщений умоляют помочь хоть копейкой, чтобы собрать денег на срочную операцию или приобретение дорогостоящих препаратов.
К тому, что большая часть подобных сообщений не имеет отношения ни к реальным детям, ни к благотворительности как таковой, люди уже попривыкли: деньги на подозрительное «лечение» за редким исключением стараются не отправлять, во всяком случае, не проверив конечного получателя. Но мошенники – народ изобретательный и быстро подстраиваются под новые условия.
Нечуткий бизнес
Пользователи одной из групп в популярной соцсети обнаружили, что детские вещи, собранные ими в качестве помощи многодетной семье, выставлены на продажу. Когда на «стене» сообщества появилась жалостливая история некоей многодетной матери с мольбой помочь любыми детскими вещами, неравнодушные люди тут же поспешили на помощь. Ведь одно дело – деньги, которые могут быть потрачены на что угодно, и другое – «крик о помощи» отчаявшейся матери, нуждающейся в самом необходимом для своих детей, готовой принять любой дар.
И аферистка принимала безвозмездно детское питание, одежду для малышей, коляски, игрушки и т. д.
«Большинство вещей, которые мы отдали, были почти новыми, мы могли бы легко продать их сами, и вырученная копейка самим была бы не лишней, но решили поделиться с теми, кто в этих вещах, как мы думали, отчаянно нуждался, – рассказывает петербурженка Ольга М. – Вместе с друзьями и знакомыми хотели помочь человеку, попавшему в бедственное положение, а получилось, что какая‑то дрянь на нас просто заработала».
Холодное сердце
Когда обман вскрылся, оказалось, что предприимчивая «многодетная мать» имеет несколько десятков страничек в различных соцсетях: где‑то она – мама с кучей ребятишек, оставшихся без кормильца, где‑то – брошенная подруга с больным ребенком. Фантазии аферистки хватило и на душещипательные истории, и на красивые имена-фамилии своих вымышленных персонажей. Общими оставались фотографии и «профессиональный» почерк.
Бизнес был поставлен на поток: десятки объявлений, сотни дезинформированных и обманутых в своих лучших побуждениях людей.
«Многие не спихивают с рук ненужное, а делятся необходимым», – подчеркивает Ольга М.
Несмотря на то что подавляющая часть вещей не новые, люди стараются передать «для деток» вещички в хорошем состоянии, чистые, намытые, поглаженные. Аферистка и это обернула себе в выгоду, стараясь при продаже выдавать часть полученных вещей за новые.
Мошенники, промышляющие подобным образом, предпочитают размещать свои «крики о помощи» в сообществах молодых матерей. Расчет на то, что растроганные женщины точно не останутся равнодушными. Некоторые могут сказать, что раз люди добровольно отдали часть вещей, значит, и проблемы нет. Это не совсем так. Во-первых, многие действительно нуждающиеся в помощи ее не получат. Во-вторых, алчность аферистов может вызвать недоверие к благотворительности как явлению. Хуже всего то, что люди, пострадавшие от действий мошенников, могут стать равнодушными к чужому горю.
«Самое главное – максимально проверить, что известно в Сети о человеке или организации, которым собираетесь направить помощь», – говорит Леонид Армер, руководитель Молодежной службы безопасности.
Он добавляет, что предъявить к «вещевым» мошенникам материальные претензии практически нереально. Лучше коллективно обратиться в администрацию соцсети и быть бдительнее.
Стоит ответственно подходить к процессу жертвования, чтобы быть уверенным, что помощь дойдет до адресата. Лжеволонтеры, маскирующиеся под настоящих представителей благотворительных НКО, часто имеют при себе кипу потертых документов, которые никакого реального отношения к помощи больным детям не имеют.